Инфантильная амнезия: что это такое и в чем ее особенности, симптомы и причины потери воспоминаний из детства

Инфантильная амнезия: что это такое и в чем ее особенности, симптомы и причины потери воспоминаний из детства

События из раннего детства редко остаются в памяти. Это связано с недостаточной сформированностью сознания и незнанием ребенка категории времени.

Феномен «инфантильной амнезии» характерен для всех людей. Он не связан с нарушением функций мозга.

Что это такое?

Инфантильная амнезия: что это такое и в чем ее особенности, симптомы и причины потери воспоминаний из детства

Большинство людей могут вспомнить и описать школьные годы, рассказать о том, что происходило в возрасте 5 лет, особенно значимые события (рождение сиблинга, переезд, смерть).

У амнезии детства есть биологические предпосылки. Структура мозга, в которой «закрепляется» опыт, окончательно формируется к 2 годам. К этому времени невозможно воспроизвести события, прожитые ранее, потому что закрепляется новый способ запоминания и воспроизведения.

Некоторые люди утверждают, что помнят себя в младенческом возрасте. Однако не удается экспериментально подтвердить подлинность рассказов.

Мозг обладает интересным свойством: при дефиците информации он «достраивает» события и образы. Человек верит, что его воспоминания реальны, но они могут быть искажены.

Как объяснял это явление Зигмунд Фрейд?

Феномен амнезии детства можно объяснить с психологической точки зрения. Фрейд исследовал пациентов и выяснил, что самые ранние события, которые они способны были воспроизвести в памяти, относятся к возрасту 3-х лет.

Ученый объяснил детскую амнезию тем, что психикой подавляются агрессивные и сексуальные проявления в отношениях между ребенком и родителями.

Позднее теория подверглась критике, поскольку ранние детские воспоминания шире, чем агрессивное и сексуальное поведение.

Объяснение с точки зрения неврологии

Инфантильная амнезия: что это такое и в чем ее особенности, симптомы и причины потери воспоминаний из детства

В одной из канадских лабораторий был проведен эксперимент, в ходе которого выяснилось, что грызуны утрачивали способность воспроизводить ранее полученный опыт после того, как длительное время бегали в колесе.

Оказалось, что физическая активность поспособствовала тому, что в мозге стали образовываться новые нейронные связи, которые заменили старые.

Способность мозга развиваться и образовывать нейронные сети, обусловлена эволюционно. У взрослых людей это происходит в процессе деятельности, обучения, при этом память сохраняется.

Во время роста организма этот же процесс приводит к забыванию старого опыта. Новые клетки замещают или вытесняют старые, из-за чего перестраиваются ментальные схемы.

Ученые попытались узнать, что происходит в мозге, когда новые клетки приходят на место старых. Новые нейронные связи вступают во взаимодействие со старыми, образуются новые схемы. Старые воспоминания не стираются, а преломляются и видоизменяются.

Человеческие воспоминания состоят из опыта, рассказов других людей, сфабрикованных мозгом событий.

Родственники и близкие испытуемых делились рассказами о событиях давно минувших дней, причем одна из историй была выдумана. Затем испытуемые сами рассказывали о своих воспоминаниях и были убеждены, что выдуманная история происходила с ними в действительности. Утрата детских воспоминаний , плата за возможность развиваться и получать новый опыт.

Влияние особенности развития речи и эмоций

Инфантильная амнезия: что это такое и в чем ее особенности, симптомы и причины потери воспоминаний из детстваС точки зрения когнитивной теории причина детской амнезии кроется в различии кодирования опыта ребенка и взрослого. Ранние события не привязаны к каким-либо категориям,существуют изолированно.

В старшем возрасте психика перестраивается: опыт сохраняется в контексте времени, места, взаимодействия людей и событий. После того, как опыт становится структурированным, события раннего детства стираются.

Недоразвитие речи осложняет процесс запоминания. Проговаривание событий помогает осознать опыт, упорядочить воспоминания. Когнитивные процессы напрямую влияют на кодирование и хранение информации. Развитие сознания способствует откладыванию автобиографического опыта. Малыш осознает, что есть знания, убеждения, которые принадлежат только ему.

Дети понимают семантическую информацию, но не могут припомнить достаточно информации из прошлого, чтобы сложить образ о себе. В раннем детстве страдает описательная функция речи.

Через разговоры со взрослыми формируются представления о себе, события классифицируются, выделяются общие и главные события прошлого.

Типы воспоминаний

Инфантильная амнезия: что это такое и в чем ее особенности, симптомы и причины потери воспоминаний из детстваВоспоминаниями называется процесс восстановления в памяти образов, событий, ассоциирующихся с временными и пространственными событиями.

Образы всплывают неосознанно при непроизвольных воспоминаниях и под воздействием силы воли.

Произвольное воспроизведение подразумевает личностное отношение человека и эмоциональную окраску событий. Умение создавать связь между прошлым и настоящим связана с умственным усилием.

Достоверность воспоминаний зависит от развития личностных качеств, умственных способностей, условий запоминания, значимости событий для человека. Механизм запоминания помогает осознанно перерабатывать образы.

Доступные и недоступные

Воспоминания взрослых выборочны. Одни легко воспроизводимы, к другим доступ закрыт. Степень доступности зависит от того, насколько события значимы для индивида, в какой степени относятся именно к нему, несут ли эмоциональную окраску.

Ранние воспоминания лишены перспективы, они монотонны. Человеку легче воспроизвести образы животного, подаренного в детстве, чем посещение детского сада. Существенные события, которые может вспомнить человек, датируются возрастом 2-3 года.

До 4 лет у детей недостаточно развита предлобная кора. Из-за этого воспоминания вырваны из контекста, изолированы. Известные воспоминания воспроизвести сложнее. Физиологически такая возможность появляется к 4,5 годам.

Исчезающие

Инфантильная амнезия: что это такое и в чем ее особенности, симптомы и причины потери воспоминаний из детства

Малыши в состоянии помнить время, когда еще не была развита речь (в предсловесный период). После появления лингвистических навыков опыт, который не был закодирован устно, терялся.

Из-за утраты вербальных компонентов многие воспоминания фрагментированы. Тем не менее, дети в возрасте 6-9 лет более детально описывают пережитый опыт раннего детства.

Способность воспроизводить очень ранние события сохраняется до 10-11 лет. Воспоминания начинают исчезать после 11 лет в связи с развитием мозга: нейробиологические процессы вызывают детскую амнезию.

Забытые

Опыт раннего детства может быть настолько травматичным, что психика, защищаясь, заменяет его другим. Взрослый человек может помнить, что с ним происходило с 3-х лет фрагментарно. Осознанное воспроизведение появляется к 4-5 годам. У людей, переживших потрясение в этот период, детская амнезия наступает в 5-7 лет.

Трагические события разрушительно влияют на центры памяти, воспроизведение опыта становится затруднительно. У детей с трудным детством формируются неявные связи памяти, сформировавшиеся в ответ на травму.

События откладываются в подсознании, они никуда не исчезают, но и не воспроизводятся волевыми усилиями. Такой опыт называется «подавляемыми воспоминаниями».

Ложные

Инфантильная амнезия: что это такое и в чем ее особенности, симптомы и причины потери воспоминаний из детства

Проводился эксперимент на мышах. Их запускали то в «опасную», то в «безопасную» клетку. В «опасной» среде мышек били током.

В результате у грызунов появился страх. После этого у мышей были активизированы нейроны, отвечающие за память о безопасном месте. Оказалось, что страх теперь присутствовал и в безопасной среде.

На формирование ложных воспоминаний оказывает влияние когнитивный диссонанс. Человеку свойственно новую информацию интерпретировать исходя из предыдущего опыта. Воспоминания лежат в памяти в виде схем, слов, образов.

Новый опыт присоединяется к уже существующему. Вот почему ранние события в детстве и во взрослой жизни воспринимаются по-разному.

Инфляция воображения также искажает память. Суть явления в том, что воображаемые события воспринимаются, как реальные. Воспоминания имеются свойство смешиваться. Ложный прошлый опыт может восприниматься, как реальный, под влиянием эмоционального и социального давления.

Читайте о других видах амнезии, их причинах и симптоматике:

  • антероградной и ретроградной,
  • транзиторной глобальной и алкогольной.

Причины

Инфантильная амнезия: что это такое и в чем ее особенности, симптомы и причины потери воспоминаний из детстваДостоверные причины появления детской амнезии не известны. Каждая психологическая школа объясняет этот феномен по-своему.

Психоаналитики интерпретируют детскую амнезию как результат подавления и вытеснения инстинктов. Когнитивные психологи считают, что детские воспоминания утрачиваются в силу развития когнитивных и речевых функций.

Физиологи и нейроученые имеют свою точку зрения. Специалисты считают, что инфантильная амнезия возникает вследствие недоразвитости мозга в детском возрасте. До 5 лет гиппокамп нестабильно хранит опыт. Нейогенез (образование новых связей) приводит к стиранию уже существующей информации.

Нейропсихологи считают, что у малышей не развита часть нервной системы, отвечающая за работу долговременной памяти, из-за чего утрачиваются воспоминания.

Специфические симптомы

Характерны признак инфантильной амнезии – неспособность взрослого человека воспроизвести информацию из раннего детства и младенчества. Детская амнезия – это эволюционное приспособление. Отсутствие воспоминаний о своей незащищенности и уязвимости оберегает психику от травм.

Половые различия

Воспоминания у мужчин и женщин отличаются. Девочки помнят более ранний опыт, причем воспоминания имеют детали, эмоциональную окраску.

Это связано с тем, что мамы чаще разговаривают с дочерьми, употребляя оценку, напоминания, эмоционально окрашенные слова. Такая подача информации лучше откладывается.

Женские воспоминания информационно плотные, события связаны не только с собой, но и с эмоционально значимыми людьми. У мужчин больше воспоминаний о себе. Они воспроизводят отрицательный опыт более детально. Хорошо помнят опыт социального взаимодействия, например, игры.

Культурные

Инфантильная амнезия: что это такое и в чем ее особенности, симптомы и причины потери воспоминаний из детства

Мужчины способны вспомнить более ранние события детства, чем женщины. Женский пол способен воспроизвести события возраста 6 лет.

Африканцы способны вспомнить довольно ранние события. Особенно чернокожие женщины. Взрослые, принадлежащие к западной культуре, отличаются образностью, эмоциональностью речи, тогда как азиаты больше склонны рассказывать о фактах.

Можно ли вылечить?

Воспроизвести события раннего периода возможно, прибегнув к помощи психотерапевта. Существуют методы работы, при которых человек погружается в состояние транса, его мозг расслабляется и появляются образы детства.

Способы «лечения» детской амнезии:

  • гипноз,
  • свободная беседа,
  • методы психоанализа, когнитивной, поведенческой психотерапии.

Существует информация, которую невозможно воспроизвести по физиологической причине (несформированность определенных центров мозга).

Припоминание с подсказкой

Суть метода в том, что человеку дается слово, связанное с детством. Тот начинает вспоминать все, что имеет какие-то ассоциации. Воспоминания, добытые таким способом, датируются возрастом 3-4 лет. Спустя какое-то время после сеанса человек может припоминать новые события, связанные со словом.

Свободное

Инфантильная амнезия: что это такое и в чем ее особенности, симптомы и причины потери воспоминаний из детстваПациент в произвольной форме рассказывает о том, что помнит. Ему не даются наводящие слова-маячки.

Упражнение проходит в форме свободной беседы. Сложно определить, относится ли полученная информация к наиболее ранним воспоминаниям.

Эксперименты показывают, что нет существенной разницы между первым и вторым методом. Одним клиентам проще рассказывать, опираясь на ассоциативную память, другие предпочитают свободный рассказ.

Полное

Клиент должен не только вспоминать прошлый опыт, но и записывать его. Этот метод также представляет собой свободный рассказ без подсказок. Он более эффективный: позволяет лучше понять и осознать опыт детства.

Способ трудоемкий, клиент должен потратить много времени на попытки вспомнить и записать информацию. Информация, полученная в результате полого припоминания, более детальная.

Детская амнезия – загадочный феномен, не изученный в полной мере. Экспериментальным путем не удается получить информацию о достоверности воспоминаний.

Существуют методы, позволяющие оживить ранние события в памяти, но к ним следует прибегать только по необходимости. Пережитый осознанный опыт влияет на сегодняшнюю жизнь.

Источник: https://afgsm.ru/nevrologiya/infantilnaya-amneziya-pochemu-my-ne-pomnim-svoe-detstvo

Амнезия:виды и причины возникновения

927 2019-03-01

«Многие путают своё воображение со своей памятью». Джош Биллингс

Амнези́я (от др.-греч. ἀ- отрицательная частица +. μνήμη «память» — забвение, «не-память») — потеря памяти, частичная или полная, временная или постоянная. Наша жизнь состоит из памяти, потеря этой ключевой составной очень сильно сказывается на качестве жизни человека.

Читайте также:  Болезнь пика или лобно-височная деменция: симптомы и признаки заболевания, методы диагностики в психиатрии и неврологии, отличия от синдрома альцгеймера, способы лечения у детей, подростков и взрослых

Интересные факты

По мнению учёных, причиной детской амнезии является то, что «до 4–5-летнего возраста мы имеем весьма динамичный гиппокамп, который не может стабильно хранить информацию. В процессе формирования новых нейронов, память может быть нарушена».

Учёные считают, что 7 лет — это возраст, когда у большей части детей наступает «детская амнезия». И ребёнок забывает то, что случилось с ним в более раннем возрасте, хотя какие-то моменты могут на него повлиять и отложиться в «бессознательном».

Результаты исследований показали, что у детей 5–7 лет остаётся в памяти от 63 до 72 % ранних воспоминаний, а вот у 8–9-летних детей — всего лишь 35%. При этом развитие интеллектуальных способностей начинает зарождаться в ребёнке ещё в утробе матери.

Малыши впитывают информацию, очень быстро учатся всему новому, их воспоминания постоянно обновляются, а механизмы памяти только настраиваются.

Существует интересный феномен — «инфантильный» вид амнезии, характеризующийся отсутствием воспоминаний у взрослого человека о раннем периоде детства.

В большинстве случаев ребёнок и взрослый человек, как правило, не в состоянии воспроизвести из долговременной памяти младенческие и ранние детские переживания (включая лица, события), возникавшие до достижения определённого сознательного возраста.

Забывание информации вполне закономерно. Специалисты объясняют эту забывчивость тем, что мозг ребёнка так активно воспринимает поток новой информации, что новые воспоминания вытесняются из памяти старые.

​ Детские психологи связывают эту перемену с изменением способа запоминания информации.

На раннем этапе нашего взросления гиппокамп недостаточно развит, чтобы записывать достаточно информации о событиях, но всё же где-то наши воспоминания откладываются, так как они могут формировать наше поведение в будущем.

Интересен феномен «ложных» воспоминаний, когда мы заменяем свои воспоминания ложными фактами, когда путаем сновидения детские с реальностью, либо какие-то навязанные нам воспоминания.

Поэтому не всегда можно доверять своим детским воспоминаниям. Прошлое может заменяться настоящим и наоборот. Об этом феномене можно прочесть в книге Джулии Шоу «Ложная память.

Почему нельзя доверять воспоминаниям».

Инфантильная амнезия: что это такое и в чем ее особенности, симптомы и причины потери воспоминаний из детства

Интересно, что у некоторых людей есть доступ к более ранним воспоминаниям, а у других нет: одни могут помнить события с двух лет, в то время как другие могут не помнить никаких событий из жизни до семи или восьми лет. Некоторые люди могут совсем не помнить своего детства.

В среднем отрывочные воспоминания, «картинки», появляются примерно с возраста 3,5 лет, до 7 лет дети отлично помнят все события прошедших лет в этом промежутке, особенно в течении года. Ведь только после 3х лет происходит объединение разрозненных частей памяти в одну общую систему (объединение семантической и эпизодической памяти). Благодаря этой системе, как дети, так и взрослые, получают доступ к информации.

Инфантильная амнезия: что это такое и в чем ее особенности, симптомы и причины потери воспоминаний из детства

Artist Pat Perry's

Исследователи также отмечают, что на формирование детских воспоминаний оказывают влияние и методы воспитания родителей.

Использование развивающей стратегии в общении с детьми (вопросы «Расскажи мне больше», «Что тогда произошло?») формирует у детей память о более ранних событиях, и эти воспоминания являются более устойчивыми, ведь память можно натренировать, как мы делаем это со всем нашим телом.

С детьми необходимо общаться, играть, так как именно в детском возрасте происходит развитие его памяти и важных структур и полей мозга, отвечающих за язык и за то, насколько правильно ребёнок будет социально встроен в общество.

Кстати, считается, что амбидекстры, в отличие от правшей, помнят события из очень раннего детства и, даже события со слов родителей они помнили из более ранних периодов. Учёные объясняют это тем, что у амбидекстров одинаково хорошо развиты и левое и правое полушария головного мозга.

Интересно то, что возраст, к которому относятся первые воспоминания, различен у представителей разных культур и стран, достигая наиболее раннего значения в два года.

Но факт в том, что более детальные, личностно-ориентированные воспоминания гораздо легче сохранить и вновь пережить, это было подтверждено многочисленными исследованиями. Формирование своей точки зрения наполняет события особым смыслом и помогает работе нашей памяти.

Странным при амнезии является то, что в быту люди могут следовать своим устоявшимся привычкам и приобретённым навыкам, даже при полной потере памяти, при полной потери идентичности, когда человек не помнит ни своего имени, ни вообще своей жизни.

Возможные причины потери памяти

Амнезия может проявиться как от психологических факторов воздействия на личность, так и от физиологических. Например, сильная боль, полученная при избиении или в результате аварии, способна повлиять на психику человека. Часто причиной амнезии, особенно частичной амнезии, бывает травма головного мозга.

Алкоголизм и наркомания – тоже вероятные возбудители амнезии у человека, возможно алкогольная амнезия, из-за подавления алкоголем нескольких участков мозга.

Голодание, различные опухоли и другие заболевания, вызывающие нарушение мозгового кровообращения, в некоторых случаях вызывают потерю памяти либо временные провалы в ней.

Иногда бывает амнезия, вызванная единственным проникновением в организм сильнодействующего химического вещества. Воздействие на мозг гипноза в некоторых случаях также может стать причиной амнезии, либо наоборот помочь вспомнить то, что ушло в реку забвения.

Различные болезни мозга (Паркинсона, Альцгеймера, старческая деградация) могут полностью разрушить и уничтожить личность человека.

Амнезию может вызвать очень сильный эмоциональный шок. В целом причины амнезии разделяются на психологические или органические.

Если причина психологическая, амнезию называют психогенной; она является симптомом диссоциативной реакции, при которой представления больного о самом себе и прошлом опыте отделяются от основного потока сознания.

Органические причины включают как повреждения головного мозга (например, сотрясение головного мозга), так и его морфологические изменения (вызываемые, например, атеросклерозом артерий).

Амнезия может сопровождать также некоторые виды эпилепсии, афазии или шизофрении.

Существует четыре вида амнезии, различающиеся характером и степенью потери памяти:

При антероградной амнезии память страдает таким образом, что больной не помнит ничего из того, что произошло после начала заболевания, но хорошо помнит всё, что было до этого. Антероградная амнезия — основное проявления синдрома Корсакова.

Инфантильная амнезия: что это такое и в чем ее особенности, симптомы и причины потери воспоминаний из детства

Чаще всего этим синдромом страдают при алкоголизме.

Из-за длительного употребления спиртных напитков наступает нехватка витамина В1 (тиамина), что и приводит к потери памяти. Существует временная форма антероградной амнезии, которая провоцируется употреблением снотворных препаратов или транквилизаторов. Почему это происходит, пока неясно. Антероградная амнезия свойственна для болезни Альцгеймера. Это объясняют тем, что в нейронах промежуточного мозга, который отвечает за память, происходят различные дегенеративные процессы. Именно поэтому, в старости многие помнят свою молодость в деталях, но забывают то, что произошло совсем недавно.

Ретроградная амнезия характеризуется тем, что больной не может вспомнить прошлых событий или сведений, но помнит все случившееся после возникновения амнезии. Такой вид амнезии часто наблюдается после сотрясений мозга. При парамнезии память искажает хорошо знакомые факты и сведения.

Четвёртый вид амнезии обозначается как реакция бегства, или как состояние психогенного бегства. Это диссоциативное нарушение, при котором больной забывает всю свою прошлую жизнь, и кто он есть (т.е.

утрачивает свою идентичность); он может даже начать новую жизнь в совершенно ином окружении.

Обычно это вызывается тяжёлым эмоциональным шоком или личными переживаниями и длится зачастую довольно долго.

Диссоциированная амнезия – это потеря недавних важных событий, фактов личной жизни, при сохранении всех остальных событий и умений. Чаще возникает при психической травме, трагических случаях, потере близких.

При этом отсутствуют органические поражения мозга, интоксикации, переутомление. Память теряется только в состоянии бодрствования, под гипнозом больной может восстановить события.

Постгипнотическая амнезия – невозможность вспомнить, что происходило в гипнотическом состоянии.

Диссоциативная фуга – психогенная амнезия, бегство в состоянии психической травмы, в экстремальных ситуациях — это тяжёлое состояние, когда больной уезжает и полностью забывает всю свою биографию на часы и месяцы, реже дольше. Потом внезапно может всё вспомнить и забыть события, происходившие во время фуги.

Амнезия может быть единственным проявлением заболевания, а может сочетаться с агнозией, апраксией, афазией.

Потерянные воспоминания больной может заменять ложными – конфабуляциями, может искажать происходившие события – парамнезии.

К амнезии может привести инсульт, черепно-мозговая травма, герпетический энцефалит, интоксикации, метаболические энцефалопатии, дегенеративные заболевания головного мозга, опухоли, психические заболевания, эпилепсия, эмоциональный шок.

Анатомические структуры, обеспечивающие функционирование памяти – гипоталамус, сосцевидные тела, медиодорсальное ядро таламуса, височные доли, лобные доли. Медиобазальная система обеспечивает быстродействие запоминания, обучения, восприятия, узнавания, фиксирования новой информации. Кора больших полушарий – это гигантское хранилище долговременной памяти.

Миндалевидное тело, мозжечок и кора обеспечивают процедурную память. Память модулируется холинэргическими, норадренэргическими, серотонинэргическими, дофаминэргическими системами мозга.

Инфантильная амнезия: что это такое и в чем ее особенности, симптомы и причины потери воспоминаний из детства

Приобретение и хранение новых данных обеспечивается и посттетаническими потенциалами, особенно в нейронах гиппокампа, глутаматных NMDA – рецепторах. Любое повреждение этих структур может вызвать амнезию. Прогноз благоприятный. Симптомы обычно разрешаются в течение суток.

При разрешении симптомов заболевания явления амнезии исчезают, но память на события во время приступа может быть потеряна. Частота рецидивов в течение жизни варьирует от 5 до 25 %.

Рекомендуется исключить церебральную ишемию (инсульт, тромбоз или тромбоэмболию) с помощью КТ или МРТ (с ангиографией или без).

Перечень лабораторных исследований включает общий анализ крови, определение параметров свертываемости. ЭЭГ показана только при подозрении на эпилепсию. Специфическое лечение не разработано.

Следует лечить основное заболевание: ишемию или эпилепсию. Кстати, бывали случаи полного удаления гиппокампа, чтобы излечить приступы эпилепсии, при этом наступала антероградная амнезия (нарушение памяти о событиях, которые произошли после травмы или начала болезни). Гиппокамп — отдел промежуточного мозга, отвечающий за обработку новых фактов и сведений.

При амнезии может потребоваться длительное лечение, как психологическое, так и медикаментозное, помощь и поддержка семьи, терапия с психологом, помогут вернуть человека в его прежнее, нормальнее состояние, если не повреждены основные участки головного мозга.

Часто после возврата памяти прошлого, больной часто утрачивает память о тех событиях, которые происходили с ним в период заболевания амнезией. Во время некоторых повреждений личность может стираться полностью.

В мозгу со стёртой личностью может заново родиться совершенно новая личность, которая никак не ассоциирует себя с прежним «я», и имеет совершенно новые навыки, привычки  и привязанности.

Для реабилитации людей с антероградной амнезией создана цифровая камера SenseCam. Небольшой фотоаппарат находится на шее человека и делает снимки каждые 30 секунд. Помимо этого, устройство реагирует на изменение освещения. Хранит такая камера около 30 тысяч снимков, что примерно составляет две недели.

Читайте также:  Воспаление тройничного нерва: симптомы и лечение такого неврита медикаментозными, хирургическими и народными средствами в домашних условиях

Инфантильная амнезия: что это такое и в чем ее особенности, симптомы и причины потери воспоминаний из детства

Вернуть память можно, используя современные научные знания, но стопроцентной гарантии никто не даст. Часто мозг сам может восстановиться, всё крайне индивидуально.

Память – уникальный механизм нашего тела, всегда остаётся много метафизических вопросов, остаётся ли где-то в «хранилище» наша индивидуальная память, наша личность, что происходит с личностью, когда человек полностью теряет память, как связаны наши память, созанание, личность и то, что мы называем душой?  

Источник: https://zdravbud.net/new/amneziya

«Инфантильная амнезия»: почему мы не помним свое детство

Александра Алборова |  12 августа 2016, 12:45

Большинство из нас не помнит ничего с самого дня нашего рождения – первые шаги, первые слова и впечатления вплоть до детского сада. Наши первые воспоминания, как правило, отрывочны, немногочисленны и чередуются со значительными хронологическими провалами.

Отсутствие достаточно важного этапа жизни в нашей памяти на протяжении многих десятилетий удручало родителей и озадачивало психологов, неврологов и лингвистов, в том числе отца психотерапии Зигмунда Фрейда, который ввел понятие «инфантильной амнезии» более 100 лет назад.

Инфантильная амнезия: что это такое и в чем ее особенности, симптомы и причины потери воспоминаний из детства

С одной стороны, младенцы впитывают новую информацию как губки. Каждую секунду у них образуется 700 новых нервных связей, поэтому дети с завидной скоростью осваивают язык и прочие навыки, необходимые для выживания в человеческой среде. Последние исследования показывают, что развитие их интеллектуальных способностей начинается еще до рождения.

Но даже будучи взрослыми, мы забываем информацию с течением времени, если не предпринимаем специальных усилий для ее сохранения. Поэтому одно из объяснений отсутствия детских воспоминаний состоит в том, что детская амнезия – всего лишь результат естественного процесса забывания, с которым почти все мы сталкиваемся в течение всей нашей жизни.

Ответ на данное предположение помогло найти исследование немецкого психолога XIX века Германа Эббингауза (Hermann Ebbinghaus), который одним из первых провел на себе серию экспериментов, чтобы проверить возможности и ограничения человеческой памяти. Для того, чтобы избежать ассоциаций с прошлыми воспоминаниями и изучить механическую память, он разработал метод бессмысленных слогов – заучивания рядов из выдуманных слогов из двух согласных и одной гласной букв.

Воспроизводя по памяти выученные слова, он ввел «кривую забывания», которая демонстрирует быстрое снижение нашей способности вспомнить изученный материал: без дополнительных тренировок наш мозг отбрасывает половину нового материала в течение часа, а к 30 дню мы остаемся лишь с 2-3% полученной информации.

Самый главный вывод в исследованиях Эббингауза: забывание информации вполне закономерно. Чтобы узнать, вписываются ли в него младенческие воспоминания, было необходимо лишь сравнить графики.

В 1980-х ученые, произведя некоторые подсчеты, обнаружили, что мы храним гораздо меньше информации о периоде между рождением и возрастом шести-семи лет, чем можно было бы ожидать по кривой памяти.

Это означает, что потеря этих воспоминаний отличается от нашего обычного процесса забывания.

Интересно, однако, что у некоторых людей есть доступ к более ранним воспоминаниям, чем у остальных: одни могут помнить события с двух лет, в то время как другие могут не помнить никаких событий из жизни до семи или восьми лет.

В среднем отрывочные воспоминания, «картинки», появляются примерно с возраста 3,5 лет.

Еще более интересным является тот факт, что возраст, к которому относятся первые воспоминания, различен у представителей разных культур и стран, достигая наиболее раннего значения в два года.

Может ли это объяснить пробелы в воспоминаниях? Чтобы установить возможную связь подобного несоответствия и феномена «инфантильного забвения», психолог Ци Ван (Qi Wang) из Корнельского университета собрала сотни воспоминаний студентов китайских и американских колледжей.

Согласно сложившимся стереотипам, американские истории были длиннее, запутаннее и явно эгоцентричны. Китайские же истории были более краткими и состояли в основном из фактов, и кроме того, в среднем, они относились к периоду на шесть месяцев позже, чем у американских учеников.

То, что более детальные, личностно-ориентированные воспоминания гораздо легче сохранить и вновь пережить, было доказано многочисленными исследованиями. Немного эгоизма помогает работе нашей памяти, так как формирование своей точки зрения наполняет события особым смыслом.

«Есть разница между формулировками «В зоопарке были тигры» и «Я видел тигров в зоопарке, и хотя они были страшные, я отлично провел время», – говорит Робин Файвуш (Robyn Fivush), психолог из Университета Эмори.

Когда Ци Ван повторила эксперимент с матерями этих детей, она получила те же результаты. Похоже, в том, что наши воспоминания о детстве туманны, виноваты и наши родители.

«В Восточных культурах детские воспоминания не так важны, – говорит она. – Если общество говорит вам, что это воспоминания имеют значение, вы попытаетесь их сберечь». Рекорд наиболее ранних детских воспоминаний принадлежит коренному народу Новой Зеландии маори, в культуре которых важное место занимает прошлое. Многие представители маори могут вспомнить события с 2,5 лет.

Наша культура может также определить то, как мы говорим о наших воспоминаниях, и некоторые психологи утверждают, что они возникают только тогда, когда мы освоим речь.

«Язык помогает обеспечить структуру или организацию наших воспоминаний, то есть повествование. Создавая историю, опыт становится более организованным, и, следовательно, его становится легче запомнить надолго,» – говорит Файвуш.

Конечно, некоторые психологи сомневаются, что речь играет такую большую роль в нашей памяти. Например, глухие от рождения дети, растущие без языка жестов, относят свои самые ранние воспоминания к тому же возрасту, что и их сверстники.

Инфантильная амнезия: что это такое и в чем ее особенности, симптомы и причины потери воспоминаний из детства

Таким образом, наиболее вероятной остается теория, что мы не можем вспомнить первые годы нашей жизни, так как наш мозг не разработал необходимые для этого функции или «инструментарий».

Доказательство этому можно найти в истории самого известного пациента в нейробиологии под инициалами HM.

После неудачной операции для лечения приступов эпилепсии, у пациента был поврежден гиппокамп – часть лимбической системы головного мозга, ответственная также за преобразование краткосрочной памяти в долгосрочную, – и НМ не мог запомнить никаких новых событий.

При этом, однако, он все еще был в состоянии изучать другие виды информации, равно как и младенцы. Когда ученые просили его скопировать рисунок пятиконечной звезды, глядя на него в зеркало (что сложнее, чем может показаться), его результат улучшался с каждой новой попыткой, несмотря на то, что сам опыт своей практики он не помнил.

Поэтому возможно, что на раннем этапе нашего взросления гиппокамп недостаточно развит, чтобы записывать достаточно информации о событиях.

Детеныши крыс и обезьян, также как и люди, в течение нескольких первых лет жизни добавляют новые нейроны в гиппокамп, но не в состоянии сформировать устойчивые младенческие воспоминания.

Похоже, что в тот момент, когда мы прекращаем создавать новые нейроны, мы обнаруживаем способность сохранять долгосрочные воспоминания.

Инфантильная амнезия: что это такое и в чем ее особенности, симптомы и причины потери воспоминаний из детства

Однако теряем ли мы наши детские воспоминания до полного формирования гиппокампа, или они вовсе не записываются? Так как детский опыт может продолжать оказывать влияние на наше поведение после того, как мы его забыли, некоторые психологи уверены, что эти воспоминания все же где-то хранятся. Но даже если мы бы попытались их восстановить, с уверенностью говорить об их истинности вряд ли возможно.

Никто из нас не любит, когда кто-то говорит, что наши воспоминания не являются реальными. Элизабет Лофтус (Elizabeth Loftus), психолог из Калифорнийского университета в Ирвайне, посвятила свою карьеру явлению ложных воспоминаний. В 1980-х она провела набор добровольцев для исследования и лично «вживила» им ложную информацию об их прошлом.

Каждому участнику рассказали о «травмирующем опыте», который произошел с ними в детстве в торговом центре – ссылаясь на слова родственников, им рассказали, как они потерялись в нем и с помощью доброй пожилой женщины нашли свою семью. Почти треть испытуемых поверила в это, а некоторые из них даже вспоминали яркие детали «опыта».

То есть, мы иногда более уверены в ложных воспоминаниях, чем в реальных.

Даже если наши воспоминания основаны на реальных событиях, они в любом случае были в дальнейшем неосознанно переработаны разговорами о них. Возможно, загадка не в том, почему мы не можем вспомнить наше детство, а в том, можем ли мы доверять нашим детским воспоминаниям.

Оригинал статьи

  Поделиться
  Поделиться

Источник: https://futurist.ru/articles/333

Инфантильная амнезия | База знаний

Инфантильная амнезия — один из типов амнезии, характеризующийся отсутствием воспоминаний у взрослого человека о раннем периоде детства. Причины наличия данной амнезии наукой пока не определены.

Характеристика инфантильной амнезии

Ребёнок и взрослый человек, как правило, не в состоянии воспроизвести из долговременной памяти младенческие и ранние детские переживания (включая лица, события), возникавшие до достижения определённого сознательного возраста.

Возможные причины

В научной среде существует ряд теорий о природе инфантильной амнезии. В частности, причина отсутствия воспоминаний нейробиологами объясняется утратой нейронных связей, которые интенсивно формируются в раннем детстве и носят во многомхаотичный характер. Однако, объяснение механизма не объясняет сам факт существования такого феномена, который, кстати, отсутствует у некоторых животных.

Попытку объяснить инфантильную амнезию предпринимал Зигмунд Фрейд. По мнению Фрейда инфантильная амнезия тесным образом связана с сексуальностью раннего периода развития личности и несёт высокую психоэмоциональную нагрузку в связи с чем, первичный сексуальный опыт вытесняется в глубины бессознательного и практически никогда не достигает уровня полного осознания.

Согласно другой версии, детская амнезия объясняется беспомощностью ребёнка, зависимостью от складывающихся обстоятельств и окружения, обеспечивающего выживание. В таких условиях риск гибели ребёнка чрезвычайно высок.

В связи с этим, личность в раннем детстве находится на уровне досознательного восприятия реальности, при котором отсутствует возможность осознания запредельного риска собственной гибели.

Таким образом, имеет смысл предположить, что инфантильная амнезия несёт охранную функцию психики, в чём просматривается согласованность с Фрейдом, но защита от воспоминаний связана не с травматизмом осознания ранней сексуальности раннего периода развития, а с травмой рождения и невысокими шансами выживания в достаточно агрессивной среде. Режим иного уровня, то есть сознательного восприятия реальности, запускается примерно в тот момент, когда шансы на выживание повышаются до определённого уровня. Таким образом, феномен инфантильной амнезии носит эволюционный запрограммированный характер и связан с охранной функцией психики человека, не допуская полного осознания своей уязвимости в раннем периоде развития, так как это может нанести непоправимый урон психике человека в более зрелом возрасте.

Читайте также:  Виды мигрени головы и их лечение, причины недуга, описание форм заболевания

Источник: https://psyweb.global/database/knowledge/article-139-infantilnaya-amneziya

Внезапная потеря памяти: причины и виды амнезии

Амнезия – это потеря памяти, затронувшая конкретный промежуток времени. Состояние может привести к грубому нарушению психики, при котором пострадавший забывает значимые, определяющие моменты своей жизни. В более легких случаях исчезает информация о незначительных событиях, ядро личности сохраняется.

Амнестический синдром тяжело воспринимается, так как страдают другие психические процессы: мышление, речь, внимание, восприятие происходящего. За счет этого нарушается ориентация в пространстве, пациент может заблудиться в незнакомом месте или привычной ему обстановке. Необходимо своевременно диагностировать причину, вызвавшую расстройство психики, чтобы начать лечение с реабилитацией.

Что такое амнезия?

Потеря памяти с нарушением связей между нейронами носит название амнезии. Диагноз определяется после тщательного обследования психических функций.

В ходе беседы и наблюдения за поведением выявляется количественное нарушение запоминания и воспроизведения известных сведений.

Замещение выпавших временных участков вымышленными фактами называется ложными воспоминаниями.

После назначения дополнительных методов исследования (компьютерная томография, магнитно-резонансная томография, энцефалография, УЗД, допплерография) удается обнаружить органические процессы, которые приводят к нарушению памяти.

Человек с амнезией страдает от невозможности восстановить в памяти пережитое, что нарушает его эмоциональный статус и мыслительный процесс.

Чем вызываются провалы в памяти?

Причины амнезии выясняются после сбора анамнеза, обследования функций психики, неврологического статуса, инструментального обследования. Внезапная потеря памяти может быть следствием серьезных болезней нервной системы органического или функционального происхождения, которые нуждаются в лечении.

Потеря памяти на конкретный отрезок времени у молодых людей развивается на фоне травматического повреждения головного мозга или сильных стрессов. Резкое расстройство, связанное с запоминанием и воспроизведением новой информации, восстанавливается при условии сохранности мозговых нейронов.

Признаки амнезии не должны игнорироваться, даже если забытые моменты не несут практического значения.

Органические причины

Процессы, которые сопровождаются гибелью нейронов и вызывают пробелы в памяти, требуют лечебных мер с проведением реабилитации:

  • черепно-мозговые травмы с деструкцией (ушибы, внутричерепные гематомы);
  • сосудистая патология (перенесенные ишемические или геморрагические инсульты, гипертоническая энцефалопатия);
  • объемные процессы в полости черепа (опухоли, паразитарные цисты, кистозные образования);
  • инфекционные поражения оболочек или головного мозга (менингит, энцефалит);
  • эпилепсия;
  • энцефалопатия из-за злоупотребления алкоголем или другими токсическими веществами;
  • передозировка транквилизаторов и снотворных средств;
  • старческая деменция (болезнь Альцгеймера, Пика, прогрессирующий атеросклероз);
  • мигрени;
  • шизофрения.

Строгие диеты с ограничением количества питательные веществ, важных витаминов и микроэлементов могут вызвать провалы в памяти.

Психогенные причины

Сильные психотравмирующие факторы (смерть родственников, стихийные бедствия, военные действия) часто сопровождаются амнезией. Симптом может развиться в любом возрасте, он защищает нервную систему от избыточного перенапряжения.

Интересное:  Восстановление памяти после потери при алкогольном опьянении

Пациенты с истерическим складом личности склонны к такой симптоматике и избирательно забывают неприятные факты (унижение достоинства, физическое или сексуальное насилие). Те моменты, которые не сопровождаются тяжелыми воспоминаниями, хранятся в долгосрочной памяти и могут быть воспроизведены.

Психогенные причины не вызывают гибель нейронов, но между ними нарушаются связи, отвечающие за передачу и извлечение информации.

Виды амнезии

В зависимости от того, какие события стираются из памяти, выделяются такие варианты патологии:

  • ретроградная;
  • антероградная;
  • ретроантероградная;
  • фиксационная.

Полная амнезия охватывает все жизненные этапы, такое поражения неблагоприятно в прогностическом отношении, встречается при тяжелых органических поражениях головного мозга.

Своеобразный вариант пробела в воспоминаниях – амнезия детства.

Это явление объясняется физиологическими причинами (несформировавшийся головной мозг) и является нормальным явлением.

Такая амнезия распространяется на первые 2-3 года жизни. События этого времени не попадают в ячейки долговременной памяти, поэтому воспоминания этого периода отсутствуют.

По характеру течения определяют такие вариации амнезии:

  • стабильная;
  • прогрессирующая;
  • регрессирующая.

Наиболее благоприятен прогноз для регрессирующей формы.

Ретроградная амнезия

Симптом распространяется на отрезок времени, предшествующий заболеванию или травме головы. Это состояние часто бывает следствием повреждения головного мозга травматического характера.

Амнезия может охватывать короткий промежуток в несколько часов, но встречаются ситуации, когда пострадавший забывает большие этапы из жизни, даже факты из своей биографии. При восстановлении сначала вспоминаются события, которые происходили давно, а затем те, что непосредственно предшествовавшие травме.

Антеградная амнезия

Антероградная амнезия сопровождается утратой памяти на происходящее после болезни. Этот симптом возникает при нарушении передачи информации в ячейки долговременной памяти. Характерен для токсического поражения головного мозга, например при передозировке транквилизаторами или снотворными.

Фиксационная амнезия

Сопровождается нарушением фиксации текущих событий. Пациенту трудно запомнить, что он делал пять минут назад, но то, что было с ним раньше помнит отлично. Встречается на терминальной стадии алкогольной зависимости (психоз Корсакова), при энцефалопатиях на фоне токсикомании. Для замещения провалов возникают ложные воспоминания.

Проблема с фиксацией происходящих событий часто сочетается с другими формами амнезии, что характерно для болезни Альцгеймера.

Прогрессирующая нарастающая амнезия

Эта форма нарушения характеризуется постепенным нарастанием симптоматики, больной не воспринимает новую информацию, но и старые воспоминания принимают хаотичный характер. Прогрессирующая амнезия подчиняется закону Рибо: первоначально утрачиваются сведения о последних событиях, а затем исчезает самый ранний период жизни.

Интересное:  Причины, лечение и профилактика антероградной амнезии

Регрессирующая амнезия

Регресс патологических симптомов, связанных с пробелами в памяти бывает при сотрясении головного мозга, состоянии после общего наркоза. Регрессирующая амнезия – следствие гипоксии нервных клеток , сначала восстанавливаются в памяти более ранние события, а затем возвращаются самые недавние воспоминания.

Какие заболевания и состояния вызывают потерю памяти?

Прогноз зависит от заболевания, которое вызвало провалы воспоминаний. Точная диагностика дает возможность понять причину нарушения межнейронных связей и работать с основной проблемой.

Наиболее частая причина проблем с запоминанием и воспроизведением – травмы головы, особенно височной и лобной части. Более благоприятный прогноз при сотрясении головного мозга, так как нейроны страдают от гипоксии, но продолжают работать. Проблемы после наркоза и стрессовых состояний успешно поддаются коррекции после назначения медикаментозных средств, проведения психотерапии.

Амнестические проявления у детей и у молодых людей дают надежду на положительную динамику благодаря пластичности нервных процессов и быстрому образованию новых межнейронных связей.

После наркоза

Общий наркоз, необходимый для оперативного вмешательства, может вызвать нарушение памяти. Часто встречается кратковременная ретроградная амнезия, которая распространяется на отрезок времени, предшествующий операции.

Позже может развиться расстройство по антероградному типу с нарушением краткосрочного запоминания.

Симптомы исчезают через несколько дней, редко могут наблюдаться амнестические провалы в течение года после хирургического вмешательства.

Часто страдают от нарушения пациенты во время кардиохирургического вмешательства и операций на головном мозге.

При стрессе

Стрессовый фактор может послужить причиной кратковременного провала в памяти. Человек не может вспомнить свои недавние действия (куда положил ключи или почему очутился в конкретном месте).

Сильные эмоциональные потрясения могут вызывать стирание наиболее неприятных событий, которые привели к психотравме.

При гипнотическом воздействии воспоминания восстанавливаются, а в состоянии бодрствования вновь стираются из памяти.

Расстройства с забыванием определенной информации чаще встречаются при доминировании первой сигнальной системы и склонности к истерическим реакциям.

При инсульте

Нарушение мозгового кровообращения с образованием участков некроза может вызывать амнезию.

Развивается расстройство запоминания дат, имен, цифр или невербальных (лица, музыка, впечатления) образов. Степень и выраженность симптомов зависит от размера и локализации очага инсульта.

Восстановление осуществляется за счет активации соседних с пораженной областью нейронов и зависит от пластичности нервных процессов.

При головных болях

Сильная головная боль во время мигренозного приступа с аурой может вызвать кратковременное нарушение памяти на события, которые непосредственно предшествовали приступу или происходили во время него.

При алкогольном опьянении

Алкогольное опьянение провоцирует расстройство кратковременной памяти. События, связанные с опьянением, могут полностью забываться. Это явление особенно выражено при патологическом опьянении, когда даже небольшие дозы алкоголя провоцируют амнезию отрезков времени.

Интересное:  Причины, лечение и симптомы диссоциированной амнезии

Хронический алкоголизм становится причиной развития психоза Корсакова, при котором больной теряет способность запоминать текущие события, происходившие с ним в данный момент времени (фиксационная амнезия).

При эпилепсии

После эпилептического приступа обычно развивается амнезия на события, связанные с припадком. Болезнь сопровождается периодическим возникновением сумеречного расстройства сознания, когда пациент совершает действия, о которых потом ничего не может вспомнить.

После ЧМТ или СГМ

Черепно-мозговая травма вызывает развитие ретроградной амнезии. Тяжелые повреждения вызывают стойкие и длительные расстройства памяти. Сотрясение головного мозга сопровождается кратковременной амнезией, симптом быстро регрессирует.

Более тяжелые расстройства протекают с антероградной амнезией. Пробелы памяти, возникающие через несколько часов или суток после травмы, свидетельствуют о развитии внутричерепной гематомы.

При гипертоническом кризе

Резкое и значительное повышение артериального давления может вызвать отек мозга с неврологическим дефицитом. После улучшения состояния может развиться амнезирование недавних событий при сохранности базовых воспоминаний. Новые приступы на фоне гипертонической энцефалопатии углубляют нарушения запоминания и воспроизведения информации.

Диагностика

Диагноз уточняется после осмотра психиатра, который выявляет отсутствие воспоминаний для временного промежутка и способность запоминать текущие события. Консультации в психиатрии помогают выяснить наличие психических расстройств.

Выявление большой группы органических болезней возможно после назначения следующих дополнительных обследований:

  • ЭЭГ;
  • компьютерная томография;
  • магнитно-резонансная томография;
  • допплерография;
  • ангиография.

В диагностике амнезии большое значение имеет тщательный сбор анамнеза заболевания и жизни.

Лечение амнезии

Для лечения амнестических нарушений используется арсенал лекарственных средств:

  • ноотропы (Пирацетам, Ноотропил, Прамирацетам, Мемоплант, Танакан);
  • сосудистые препараты (Кавинтон, Трентал, Винпоцетин);
  • пептиды из тканей головного мозга животных и гидролизаты крови (Церебролизин, Кортексин, Актовегин, Семакс, Цереброкурин);
  • антидементные препараты (Мемантин, Глиатилин);
  • антигипоксические средства (Мексидол, Янтарная кислота, Когитум).

Амнезия на фоне стрессов требует назначения седативных препаратов и оказание психологической помощи. Психотерапия и сеансы психоанализа улучшают состояние и помогают пациенту вернуться к повседневной жизни.

Профилактика амнезии

Для профилактики амнестических пробелов в памяти необходимо принимать меры по предотвращению мозговых травм и отравлений нейротоксическими средствами. Меры по предотвращению мозговых инсультов включают:

  • контроль артериального давления;
  • прием препаратов для снижения вязкости крови (аспирин в малых дозах);
  • отказ от вредных привычек;
  • режим дня с чередованием умственных, физических нагрузок и отдыха.

Для предупреждения старческой деменции необходим контроль содержания холестерина и триглицеридов. Слабоумие по альцгеймеровскому типу, связанное с накоплением амилоида и тау-белка в мозговой ткани требует раннего назначение Мемантина.

Амнезия – это серьезный симптом, свидетельствующий о дезорганизации мозговых структур. Диагностика состояний, которые привели к нарушению памяти, позволяет восстановить пострадавшие психические функции. После выяснения характера расстройства определяется оптимальная тактика лечения.

Источник: https://golovaibolit.ru/amnezija/amnezija

Ссылка на основную публикацию