Прескевю («вертится на языке», «на кончике языка»): что это за феномен и почему так называется, как вспомнить слово, которое забыл?

Прескевю (

Подобный феномен впервые описал американский психолог Уильям Джеймс в книге «Принципы психологии». Он подметил, что в момент, когда мы не можем вспомнить конкретное слово, мы в силах полностью описать его значение и даже подобрать верные синонимы, отражающие суть.

Отличным примером этому явлению служит повесть Чехова «Лошадиная фамилия», где один из героев, в попытках вспомнить фамилию знахаря, ориентируется на то, что она тесно связана с лошадьми.

В целом же феномен «на кончике языка» демонстрирует несовершенство механизмов наших памяти и мышления. В целом информацию, которая находится в семантической памяти, можно представить как словарные карточки.

На одной стороне нарисован предмет, а на второй – форма, в которой он присутствует в нашем лексиконе. То есть означаемое и означающее. В сознании и в процессе речи два этих понятия неразделимо связаны между собой.

Например, если в разговоре кто-то сказал «яблоко», вы тут же его представили. Но для этого мозг проделал большую работу: он нашел и перевернул в памяти нужную карточку. Также и с разговором. И то, что порой вы никак не вспомните нужное слово, как раз и демонстрирует, что этот процесс несовершенен и нужная карточка может  найтись не так быстро.

Как и другие феномены человеческого мышления, этот довольно много изучался, а первый эксперимент был проведен в далеком 1966 году.

В рамках исследования участникам нужно было вспомнить одно конкретное слово и в этот момент они могли назвать однокоренные слова, количество букв или слогов в требуемом слове, синонимы, то есть мозг просто не мог осознать и воспроизвести в нужное время давно известное ему слово.

Очень часто такие ситуации возникают, когда человек пытается вспомнить слово на иностранном языке, это доказали эксперименты с участием билингвов. Карточки с ними как будто запрятаны еще дальше, потому что их редко используют. Кроме того, феномен «на кончике языка» связан и с возрастом человека, ведь, как известно, по мере старения память угасает.

Место, о котором я хочу рассказать – провинция Балыкесир, омывается двумя морями–Мраморным и Эгейским.

Прескевю (

  • Автор – Александр Терещенко.
  • Оператор и режиссер– Павел Тумилович.
  • Выражаем благодарность Турецкой ассоциации медицинского туризма.

Мечты о бессмертии преследуют человечество на протяжении всей его истории. Над этой проблемой бились знахари, мудрецы и маги. Но и по сей день она все еще остается нерешенной.

Прескевю (

В период с начала 19 века продолжительность жизни человека выросла почти в 2,5 раза и продолжает увеличиваться. Некоторые ученые полагают, что дети, рожденные после 2000 года, имеют все шансы прожить 100 лет, поскольку современная медицина предлагает все новые и новые способы борьбы со старостью. Причем ученые в этой сфере работают сразу по нескольким направлениям.

Лекарства

В медицине есть довольно внушительный список биологически активных веществ, которые способны активизировать работу организма – повысить энергию и улучшить работу мозга. Примерно по такому принципу работает допинг. Но главная проблема таких препаратов в том, что они имеют побочные эффекты, и чем дольше вы их принимаете, тем более выраженными они становятся.

Поэтому на сегодня главная задача ученых подобрать комбинацию из нескольких препаратов, которые будут продлевать жизнь и нейтрализовывать побочные эффекты друг друга.

Самый запоминающийся эффект подобных экспериментов был описан не так давно в журнале Nature: у девяти добровольцев из Калифорнии, принимавших на протяжении года гормон роста и два препарата от диабета, процесс старения не просто замедлился, а буквально «ушел в минус». За 12 месяцев биологический возраст всех добровольцев уменьшился примерно на 2,5 года.

Еще один схожий эксперимент недавно провела команда ученых их Германии и Великобритании.

В условиях лаборатории они вводили мухам-дрозофилам специальную лекарственную смесь из трех биологически активных веществ: иммунодепрессанта, инсулиноподобного фактора роста и препаратов лития.

Оптимальное соотношение этих веществ помогло нейтрализовать их побочные эффекты  и увеличить продолжительность жизни особей.

Клетки

Другое направление в области борьбы со старостью заключается в очищении организма от старых клеток. За утилизацию ненужных клеток обычно отвечает сам иммунитет, но с возрастом он выполняет эту функцию все хуже, поэтому старые клетки накапливаются в тканях и выделяют токсины, провоцируя те или иные болезни.

Американские ученые работают над созданием особого класса препаратов – сенолитиков, которые в силах прицельно уничтожать состарившиеся клетки. Первые испытания с участием 14 добровольцев прошли довольно успешно.

Гены и ДНК

Склонность к долголетию может передаваться по наследству, но последние работы говорят, что роль генов в этом процессе сильно преувеличена. С возрастом в ДНК происходят необратимые изменения, например, укорачиваются их концы – теломеры.

Но ученые установили, что в процессе деления стволовых клеток теломеры в силах сохранять свою длину, а при делении в пробирке эти «хвостики» и вовсе можно увеличить вдвое.

Именно таким образом ученые из Испании смогли вырастить «сверхдлинные» эмбриональные стволовые клетки мышей и пересадили их другим эмбрионам.

В итоге рожденное потомство в среднем смогло прожить на четверть дольше своих сородичей, такие мышки медленнее старели и реже болели онкологическими болезнями.

Другие эксперименты заключались в изменениях самой последовательности ДНК. Ученые из Гарварда ввели в организм мышей три новых гена, оказалось, что даже двух достаточно, чтобы защитить их от проблем с сердцем, почками, диабета и ожирения.

Специалисты из университета штата Миссури убеждены, что ключом к вечной молодости является особый белок – eNAMPT, который управляет процессом производства энергии в клетках млекопитающих. С возрастом его концентрация в крови падает. Если же ввести мышам дополнительную дозу eNAMPT, то их внешний вид и самочувствие заметно улучшаются.

Еще один способ предотвратить старение – стимуляция роста кровеносных сосудов. С возрастом они намного хуже снабжают клетки и ткани кислородом, что и приводит к старческой слабости. Но особый фермент, изобретенный австралийскими учеными, стимулирует рост сосудов и помогает восстанавливать мышечную и костную ткань у пожилых людей.

Искусственные органы уже перестают быть фантастикой и становятся реальностью, ученые уже умеют выращивать кожу и сосуды и активно работают над тем, чтобы создать искусственные сердце и легкие. Но самый главный вызов для научного мира – хотя бы частично повторить сложнейшую структуру мозга, чтобы понять, как он функционирует.

Прескевю (

Первые шаги в этом направлении уже сделаны – это мини-мозги (органоиды), которые уже сегодня выращивают из стволовых клеток. Поэтому когда речь заходит о мозге, необязательно подразумевается большой орган со большим количеством извилин. Органиоды выглядят намного скромнее, это «кусочки» в лабораторных чашках Петри, которые по размеру сравнимы с горошиной.

Зачем они нужны? Это очень удобный способ изучать человеческий мозг, ведь даже несмотря на развитие медицины исследовать его в естественных условиях не так и просто.

Поэтому ученым и остается искать альтернативные пути или проводить опыты на лабораторных животных. Главное отличие органоидов в том, что они дают возможность напрямую работать с тканями мозга.

То есть можно «вживую» заметить, как на них действуют различные бактерии и вирусы, тестировать новые препараты  и т.д.

Строительство мозга

Но создать даже такой маленький «мозг» не так и просто. Для этого сперва нужно найти строительный материал – это клетки, схожие с нейронами и глиальными клетками головного мозга. Эта методика невозможна без участия стволовых клеток. Их особенность в том, что они могут подстраиваться под состав абсолютно разных тканей нашего тела.

Прескевю (

Где взять эти клетки? Они есть в эмбрионах, поэтому источником часто выступают невостребованные эмбрионы, выращенные для процедуры ЭКО (но это делается только с разрешения доноров).

Но все же использование зародышей несет за собой немало этических проблем, поэтому исследователи давно искали способ получать эти клетки искусственным путем.

В 2006 году японские ученые нашли выход – они научились получать плюрипотентные стволовые клетки из обычных соматических клеток взрослых людей. Для этого в клетки вводят особый состав, который прозвали «волшебный коктейль Яманаки».

Но заполучить материал – только половина дела, дальше начинается непосредственно сам процесс строительства. Первым достичь этого смогли британские и австрийские биологи. Они получили кусочки ткани со структурой, характерной для отдельных частей нашего мозга и смогли обеспечить им 3 месяца «жизни».

Но ученые во всем мире не оставляют работу над новыми деталями, которые позволят улучшить уже существующий механизм выращивания органоидов. Сама технология еще очень молода, поэтому у специалистов еще немало проблем, которые им предстоит решить. Главная сложность на сегодня в том, что органоиды живут очень мало, поэтому важно продлить этот период на больший срок.

Эксперименты

В какой сфере ученые применяют мини-мозги? Прежде всего, это очень удачный способ моделирования самых разных заболеваний, например, микроцефалии.

Еще одна перспективная сфера – изучение нейродегенеративных патологий, например, болезни Альцгеймера. Бывает так, что технологии отработанные на лабораторных грызунах, оказываются совершенно бесполезны для человека. А вот эксперименты с органоидами позволят избежать таких промахов.

Прескевю (

Еще на мини-моделях проверяют медпрепараты, причем не только новые. Впоследствии так можно будет протестировать индивидуальный эффект лекарства для каждого человека, сперва вырастив органоид из его же клеток. Уже предложено тестировать таким образом средства для химиотерапии.

А еще мини-мозги уже побывали на земной орбите. Такой эксперимент в NASA провели летом этого года. На МКС разместили около 1000 органоидов и следили за изменениями в них в условиях гравитации. И это важно не только для людей, которые планируют полететь в космос.

Изменения, происходящие в условиях невесомости, похожи на признаки старения нашего тела, к примеру, стенки сосудов в космосе становятся жестким и толстыми.

На МКС органоиды стареют быстрее, чем на земле, то есть важные процессы можно увидеть будто в «ускоренной съемке».

Также мини-мозг помогает в изучении еще и прошлого людей. Некоторые ученые работают над тем, чтобы получить органоид из клеток ДНК с мутацией, которая свойственна геному неандертальца. В таком мозге нейроны передвигаются заметно быстрее, также между клетками образуются другие типы связей. Но пока еще делать из этого выводы об особенностях мышления неандертальцев определенно рано.

Мышление искусственного мозга

Исследования с использованием органоидов позволяют ученым получить много интересной информации, но они оставляют после себя и немало вопросов. И все чаще среди них встречаются этические моменты. Впервые они появились, когда науке удалось продлить срок «жизни» мозга до 10 месяцев. По характеру своей активности этот органоид был схож с мозгом недоношенного младенца.

Тогда научное сообщество всколыхнулось, многие заговорили о том, что подобные эксперименты слишком близки к грани этики. Ведь никто не задумывается, страдает ли при этом сам мини-мозг? И может ли он со временем обрести собственный разум? На этой волне скептики даже призвали спонсоров отказаться от финансирования подобных экспериментов.

Прескевю (

Но главный недостаток органоидов в том, что они слишком малы в сравнении с мозгом человека, к тому же в них намного меньше нужных структур. Поэтому, очевидно, пока опасения относительно их страданий и собственного мышления бессмысленны.

Читайте также:  Апноэ - причины у взрослых, почему развивается заболевание, как его диагностировать и лечить?

Да и сами ученые признают, что все описанные аргументы не остановят их от исследований, скорее, разумным будет выработать определенный свод правил и тщательно его соблюдать.

А нам остается лишь наблюдать за тем, к каким же итогам приведут эти занимательные и необычные эксперименты.

Источник: https://doc.by/bioxaking/vertitsya-na-yazyke-psixologi-obyasnili-pochemu-my-poroj-ne-mozhem-vspomnit-prostye-slova/

Почему слово вертится на языке? – ответы на главные вопросы

FAQ Прескевю (Феномен «на кончике языка» (англ. Tip-of-the-Tongue) — это такая ситуация, когда вы не можете назвать нужное слово, хотя уверены, что знаете его. Оно «вертится на кончике языка», и если человека начать расспрашивать, то он может многое рассказать об этом слове.

В 1966 году гарвардские психологи Роджер Браун и Дэвид Макнейл опубликовали статью о своем эксперименте. Они зачитывали испытуемым словарные статьи без определяемого слова. Первые две группы ответов, неинтересные для исследования, — это те случаи, когда испытуемые либо сразу называли нужное слово или не знали его совсем. В третьем случае, когда испытуемые, вспоминая, говорили: «Да-да-да, сейчас», Браун и Макнейл задавали дополнительные вопросы. Например, с какой буквы начинается это слово, сколько в нем слогов, с чем оно рифмуется, является ли оно синонимом такого или такого слова. Поразительным образом люди рассказывали массу дополнительных сведений об этом слове, даже не назвав его.

Выяснилось, что у людей в семантической памяти (памяти «на знания», отвечающей за ответы на вопросы вроде «Что такое гипотенуза?» и «Кто такой Джон Кеннеди?») хранится много связанной информации, помимо звучания слова и связи звучания слова с его значением.

Судя по всему, эти сведения кодируются различными нейронными сетями, и, имея доступ к одним, вы можете не иметь доступа к другим. Но это не мешает пользоваться тем, к чему вы имеете доступ.

На этом примере видно, что семантическая память устроена чрезвычайно сложно и что простые способы ее описания и простые рецепты ее улучшения обычно неэффективны.

Прескевю (

Феномен «на кончике языка» — это проблема нарушения доступа к какой-то информации. Но почему это произошло — вопрос очень непростой. Есть огромное количество разных видов амнезий, они могут быть связаны с возрастом, с химической интоксикацией, с механической травмой. Но данный феномен не связан с какими-то выраженными проблемами. То есть это возможная ошибка в хорошо работающем механизме.

Психологи не оставляют феномен «на кончике языка» и обращают на него внимание, потому что это модель, на которой можно посмотреть, какие участки сети задействованы для хранения информации, как можно помочь или, наоборот, помешать вспомнить кусочек информации. Это удобный феномен для изучения семантической памяти и понятная экспериментальная процедура: понятно, каких испытуемых брать и какой для них материал готовить.

Источник: https://postnauka.ru/faq/78628

Вертится на языке Или что-то с памятью моей стало

Прескевю (

— Елизавета, не спеши. Нам с тобой надо купить все по списку. Значит так, идем в овощной отдел, — Женщина подхватила тележку одной рукой, а другую протянула девочке лет 4-х, — Пойдем.

И они двинулись в потоке людей по супермаркету.

— Так, огурчики. Нам надо молоденькие, пупырчатые, потому как для салатика. А салатик должен быть ароматным и аппетитным, — Комментировала женщина и протянула подложку с огурчиками малышке, — Видишь какие? Вот такие нам и нужны.

  • Девочка кивнула головой.
  • — Теперь помидорчики и зелень, — Они двинулись в сторону прилавка с томатами.
  • Пока женщина выбирала подходящие помидоры, девочка остановилась возле прилавка с экзотическими овощами.
  • — Ба, давай возьмем цветочек, -Она крохотной ручонкой поглаживала небольшой овощ, — Ба, давай возьмем….
  • Женщина повернулась в сторону девочки:

— Боже мой, Лиза, это же…. Как же он называется? Но он нам не нужен, я даже его никогда не пробовала и не знаю, что с ним делать.

— А это что? Цветочек?

— Да нет. Как же он называется? Вот вертится на языке, а вспомнить не могу….

Девочка понимающе кивнула:

— И у меня вертится на языке…., — И она погладила, похожий на распустившийся цветок, плод, — Ба, давай возьмем…

Вертится на языке

Нам всем знакомо это состояние, когда знакомое слово вот, кажется, показалось в памяти на секундочку и тут же спряталось. И ты мучаешься, пытаясь вспомнить его, но оно словно лучик в плохую погоду постоянно ускользает.

Особенно часто такое бывает, когда разгадываешь кроссворд. Вот ведь только что слово готово было вылететь и уютно уложиться в отведенные ему пустые квадратики, но вдруг, как будто передумав, спряталось за угол. И ты пытаешься его выманить,  оно уже поддается, но снова ныряет куда-то в неизвестные глубины памяти.

Вот именно это состояние ученые и назвали эффектом прескевю, от французского  «presque vu», что в переводе обозначает «почти увиденное».

А выражение «вертится на языке» знакомо всем. На английском звучит так «tip-of-the-tongue» — на кончике языка.

Как будто слово свернулось в клубок, ты его катаешь на языке, вертишь, пытаясь развернуть на всю длину. Вот вроде бы нашел кончик, вроде бы ухватился, но слово снова свернулось в клубочек, как ежик.

Ученые объясняют эффект прескевю таким образом. Это как в лабиринте: мы привыкли идти к нужному слову и мысли напрямую и для этого много учимся, много работаем, много узнаем и запоминаем.

Но в какой-то момент, прямая связь вдруг выключается. Ты можешь получить искомое немного поплутав по лабиринту. Именно в этом-то лабиринте и мелькает из-за каждого поворота нужное.

Но оно скрывается за очередным углом еще до того, пока ты не подошел.

Но! Есть одно «но». Само это искомое и не подозревает, что у нашего мозга есть помощники. Это подсказки, наводящие вопросы. Именно они то и могут вытолкнуть это слово на поверхность.

— Ба, если это не цветок, тогда это шишка, да?

Женщина вдруг улыбнулась:

— Господи, ну конечно. И цветочек, и шишка…   Это артишок, — Она взяла в руки плод и понюхала его, — А давай возьмем. Вот ни разу в жизни не пробовала, а теперь возьмем с тобой и приготовим.

  1. Она положила артишок в тележку.
  2. И пара медленно продолжила свой путь по магазину.
  3. Я всегда рада видеть вас на страницах сайта «Хочу все знать»

Источник: https://znaniya2011.ru/vertitsya-na-yazyike-ili-chto-to-s-pamyatyu-moey-stalo

Вертится на языке или на кончике языка

Прескевю (Все мы бывали в ситуации, когда не могли вспомнить какое-нибудь слово, хотя ответ был буквально вертелся на языке, но никак не приходил в голову. В результате мы настолько задавались этим вопросом, что забывали обо всем другом. Это так и называется – феномен «на кончике языка» и обозначается термином «пресквю» (или «прескевю») (фр. presque vu — почти увиденное), который был создан по аналогии с терминами дежавю и жамевю.

Он заключается в неспособности вспомнить что-то хорошо известное.

У человека в голове всплывает некоторое количество информации о данном слове и буквально вот-вот он его вспомнит, однако этого не происходит, что затрудняет мышление в этот момент.

Это состояние, как правило, очень мучительное и может портить настроение продолжительное время. Его впервые описал психолог Уильям Джеймс в работе «Принципы психологии» в 1890 году.

Что интересно, чаще всего нам кажется, что забытое слово имеет какое-то отношение к определенной сфере или начинается с конкретной буквы. Что часто оказывается неправдой.

Ученые выяснили, что частота возникновения феномена « вертится на кончике языка» не имеет четкой взаимосвязи с наступлением слабоумия. Это просто легкое замыкание памяти, которое является иллюстрацией того, что в сознании может временно существовать значение слова без его знаковой формы.

Как вспомнить слово, которое вертится на кончике языка

  • Расслабьтесь и подумайте о чем-то другом. Переключенное внимание поможет прекратить давление на память (или речь) и слово вспомнится само собой.
  • Перечислите все буквы по алфавиту. Вполне возможно, вы сможете вспомнить первую букву забытого слова и воспроизвести целое.
  • Задавать себе уточняющие вопросы. Необходимо выйти на определенную ассоциацию, которая позволит вспомнить слово, с которой оно связано.

И главное не пытайтесь напрягаться пытаясь вспомнить нужное слово.

Чем больше давите на себя, тем меньше вероятность вытащить слово на поверхность.

Источник: https://absunartcentr.com/vertitsja-na-jazyke-ili-na-konchike-jazyka/

На кончике языка

Википедия Study for life 12 августа 2013

Прескевю («На кончике языка» («вертится на языке») — феномен, который заключается в неспособности вспомнить какое-либо хорошо знакомое слово, при этом в памяти всплывает определенное количество информации о забытом слове.

Возникает ощущение, что забытое слово будет найдено прямо сейчас, и что его очень легко вспомнить, но, тем не менее, оно не вспоминается. Это состояние может быть мучительным и даже навязчивым. Феномен сопровождается интенсивным ощущением фрустрации, из-за неспособности вспомнить хорошо знакомое слово.

В англоязычной научной литературе это явление обозначается термином «TOT-phenomenon» или «ТОТ-state», от английского выражения «tip-of-the-tongue», которое означает, что забытое слово «вертится на кончике языка».

Один из исследователей феномена, Беннет Шварц, иллюстрирует это явление на примере рассказа Чехова«Лошадиная фамилия»: герой этого рассказа не может вспомнить фамилию, но, тем не менее, он уверен, что забытая фамилия имеет какое-то отношение к лошадям. Этот феномен является иллюстрацией того, что в сознании может временно существовать значение слова без его знаковой формы.

Иногда это явление обозначается термином «пресквю» (или «прескевю») (фр. presque vu — почти увиденное), который был создан по аналогии с терминами дежавю и жамевю.Впервые феномен был упомянут английским психологом Уильямом Джеймсом, который, впрочем, не использовал выражение «на кончике языка», но описал явление следующим образом:»Представим себе, что мы пытаемся вспомнить забытое имя.

Это особое состояние сознания. Здесь пробел в памяти, но не простой пробел. Этот пробел очень активен. В нем есть нечто вроде призрака имени, который, маня нас в определенном направлении, время от времени заставляет нас трепетать от ощущения того, что слово почти найдено, и тут же вынуждает нас отступать, так и не найдя слово, которое мы искали.

Если кто-то предлагает нам неправильные имена, этот особый провал в памяти немедленно реагирует, и мы отвергаем то, что нам подсказывают. Эти имена не соответствуют форме. И провал в памяти по поводу одного слова не ощущается так же, как провал в памяти по поводу другого слова, хотя оба должны быть описаны как пробелы в памяти.

Если я безуспешно пытаюсь вспомнить имя Спалдинга, мое состояние сознания совсем не похоже на состояние, в котором я стараюсь вспомнить имя Боулза.Есть бесчисленные состояния сознания, которые соответствуют этому желанию, ни в одном в них нет имени, но все они не похожи друг на друга.

Подобное ощущение — это сфера Клио, оно не похоже на недостаток ощущений; наоборот, это очень интенсивное ощущение.В нем может быть ритм забытого слова — без звуков, в которые оно могло бы облечься; или это ускользающий смысл чего-то, чья начальная согласная или гласная буква время от времени дразнит нас, но при этом оно не становится более отчетливым.

Любому из нас знакомо завораживающее воздействие пустого ритма забытого стихотворения, беспокойно пляшущего в нашем мозгу и требующего, чтобы его наполнили словами.

«Зигмунд Фрейд также обратил внимание на этот феномен, причем отметил, что наиболее часто он встречается при попытке вспомнить собственные имена :»Субъекту, силящемуся вспомнить ускользнувшее из его памяти имя, приходят в голову иные имена, имена-заместители, и если эти имена и опознаются сразу же как неверные, то они все же упорно возвращаются вновь с величайшей навязчивостью.

Читайте также:  Криптомнезия: что это в психологии, какими проявлениями характеризуется, что служит причиной возникновения, как лечить и предотвратить?

Весь процесс, который должен вести к воспроизведению искомого имени, потерпел как бы известное смещение и приводит к своего рода подмене.

«Французский психотерапевт Эмиль Куэ упоминает эту проблему в связи с феноменом самовнушения и с идеей о том, что чрезмерное волевое усилие иногда может помешать достичь цели:»Не замечали ли вы, что чем больше вы стараетесь вспомнить чье-то забытое имя, тем больше оно ускользает от вас.

Но как только мы заменим в нашем сознании мысль «Я забыл» на «Сейчас это вспомнится», как имя вспоминается само собой, без всякого усилия.»Один из исследователей явления, Беннет Шварц пишет: «В моей книге рассказывается о том, что современные когнитивные психологи знают о феномене „на кончике языка», но знают они мало, и поэтому моя книга такая тонкая».

Проблема заключается в том, что это явление имеет место довольно редко и его невозможно вызвать искусственно, поэтому его трудно изучить в экспериментальных условиях. На данный момент неизвестно даже, является ли этот феномен нарушением памяти или нарушением речи. Причины феномена на данный момент неизвестны, но существует несколько гипотез, с помощью которых можно объяснить проблему забывания знакомых слов, например:«Гипотеза блокирования», которая предполагает, что подобное забывание имеет место если другое слово, пришедшее на ум раньше, блокирует извлечение из памяти нужного слова.«Гипотеза неполной активации», которая объясняет забывание слова тем, что фонологическая репрезентация нужного слова получает меньшую активацию, чем другие, сходные по смыслу или по звучанию слова.Для объяснения большей частоты ТОТ-феномена у пожилых людей существует две гипотезы:«Модель угасания» (Decrement Model) делает акцент на том, что у пожилых людей снижается эффективность извлечения информации из памяти.«Модель накопления» (Incremental Model) предполагает, что поскольку у пожилых людей в памяти хранится значительно больше информации, это вызывает более частые затруднения в поиске нужного слова.

Практические рекомендации

Существуют различные способы борьбы с проблемой. Например, некоторые люди перебирают все буквы по алфавиту, чтобы найти первую букву забытого слова. Рекомендуется также расслабиться и переключить внимание на что-то другое — забытое слово вспомнится само собой, хотя человек перестал думать о нем.

Родственные явления

Феномен «на кончике носа» ( tip-of-the-nose) заключается в том, что человек чувствует запах, который кажется ему хорошо знакомым, но при этом он не может вспомнить, что именно так пахнет.

В китайском языке существует также выражение «на кончике пера»: это означает, что человек знает, как звучит слово, но не может вспомнить, как оно пишется.

Сходная проблема часто имеет место при попытке вспомнить сон: человеку кажется, что это легко сделать, но, тем не менее, это почти никогда не удается.

Подпишитесь на рассылку последних новостей с этого сайта

Источник: http://talumala.com/ru/doroga-biznesa/study-for-life/3264-na-konchike-yazyka

Почему слова вертятся на языке

Всем знакомо это чувство глубокого разочарования в самом себе, когда слово вертится на кончике языка. С 60-х годов это явление изучалось: ученые пытались сделать с ним хоть что-то. И спасибо науке – спасение нашлось.

Понятие прескевю, что значит «почти увиденное», описывает состояние, когда ты почти нашел слово, уверен, что знаешь его. И будь у тебя полсекунды, сумел бы сказать, но нет – не выходит. В английском языке такого слова нет.

Согласно исследованиям, ситуации, когда слова зависают на кончике языка, случаются постоянно. Большинству это действует на нервы раз в неделю. Но вот людям в возрасте уже раз в день.

Слова вертятся на языке в большинстве языков – от арабского до бурского – и хуже всего, когда их блокируют так называемые «уродливые сестрицы». Пытаешься вспомнить, как звали Ван Гога, а в голове только «Вин Дизель».

Чтобы понять, как это происходит, ученые совместили неврологию и компьютерные науки, и получили так называемые нейросетевые модели. В них описываются способы компьютерной симуляции процесса обработки языка нейронами.

В этих моделях мозг представлен в виде сети связанных узлов – центров обработки информации. Своего рода компьютеров. Хотя описание в нейросетевых моделях строится на примере сети и узлов, принцип их работы похож на работу мозга.

В 1949 психолог Дональд Хебб вывел теорию, объясняющую, как нейроны меняются во время расшифровки информации. Так мы учимся. И в нейросетевых моделях, и в неврологии, во время мышления конкретные кластеры нейронов или узлов активируются, т.е. начинают посылать друг другу сигналы. Затем активация передается от высших, более сложных групп к простым.

Сперва эти паттерны кажутся непредсказуемыми, но со временем становятся вполне регулярными. Во время мышления определенные кластеры нейронов активируются, и связи между ними изменяются, физически увеличивая вероятность того, что и потом они активируются вместе. Словно тропинка в лесу – чем чаще по ней ходишь, тем более она протоптана.

Запоминать – это, конечно, здорово, но какой в этом прок, если этим нельзя воспользоваться?

Мозг начинает поиск информации с кластеров высшего уровня, содержащих семантическую или смысловую информацию. И только потом активация доходит до низшей группы, где содержатся фонологическая или звуковая информация. Например, вам хочется поговорить о мече короля Артура. Кластеры высшего уровня реагируют первыми.

Потом активация доходят до кластеров каждого звука, слово Excalibur. Если слово вертится на кончике языка, значит кластеры смысла уже отреагировали, а звуковые кластеры еще не полностью активизировались, потому что сигнал в мозге идет окружным путем, а не прямым. Вот почему часто можно описать свойство слова, а не само слово целиком.

Это как «начинается с ш-» или «рифмуется с егерь». Когда пытаешься вспомнить, кто играл Терминатора.

Еще оказалось: если слово подсказать, можно принести больше вреда, чем пользы. Исследователи называют это «эффект резолюции»: если самому найти слово, более вероятно, что мозг закрепит правильный путь от смысла к звуку.

Так что, если в следующий раз кто-то попросит тебя подсказать слово, можешь посмотреть ему прямо в глаза и сказать: «Нет, так ты ничему не научишься!». Но есть другие способы помочь. Если дать человеку, у которого слово вертится на языке, подсказку.

Например, «Арн», когда речь идет об Арнольде Шварценеггере, это поможет ему установить правильные связи в мозге. И в следующий раз ему будет легче вспомнить слово или чье-то имя самому.

Источник: https://onlinebrest.by/novosti/pochemy-slova-vertyatsya-na-yazike_12252.html

На кончике языка

Феномен прескевю — так называется состояние, когда человек не может вспомнить знакомое слово, которое, кажется «где-то рядом», но «поймать его за хвост» почему-то не получается. Обычно это вызывает некоторую фрустрацию, потому что ситуация кажется человеку абсурдной, из серии «я же знаю, но забыл».

Французское слово presque vu, т.е. «почти увиденное», довольно точно отражает суть процесса.

В англоязычной научной литературе это явление обозначается термином «TOT-phenomenon», где за аббревиатурой ТОТ скрывается английская разговорная идиома tip-of-the-tongue (в русском эквиваленте — «вертится на кончике языка»).

Состояние прескевю может вызывать серьезный психологический дискомфорт, т.к. «мучительно вспоминать» человек может в течение долгого времени, доходя до навязчивости. 

Классической иллюстрацией прескевю служит рассказ Чехова «Лошадиная фамилия», на который ссылаются и исследователи данного феномена. По сюжету отставному генерал-майору Булдееву, страдающему от зубной боли, посоветовали обратиться к знахарю.

Но вспомнить фамилию этого знахаря приказчик никак не мог, он помнил лишь то, что она «словно как бы лошадиная». Учитывая беспокойство за здоровье сородича, члены семьи принялись перебирать всевозможные фамилии: Уздечкин, Копытин, Тройкин, Меринов и т.д.

Фамилию герой вспомнил только после того, как доктор удалил зуб. И она оказалась действительно не «прямо лошадиной», а «словно как бы лошадиной» — Овсов. Таким образом, писатель прекрасно проиллюстрировал психологические механизмы, действующие во время прескевю.

Кстати, о литературе: в китайском языке существует выражение «на кончике пера», которое означает, что человек знает слово, но не может вспомнить, как оно пишется.

Точно как в аптеке

В практике первостольников подобные ситуации встречаются с завидной регулярностью. Ну как тут не вспомнить Антона Павловича! Вот типичный случай. В аптечном киоске появляется «дама с собачкой» и уверенно произносит: «Так, мне нужна мазь….».

Далее следует пауза, во время которой на лице посетительницы читается смесь удивления и прострации. «Ну такая, на букву ф… Да я всегда ее покупаю». Фармацевт участливо предлагает варианты: «Финалгон? Фастум? Фенистил?» Дама смотрит блуждающим взглядом, силясь вспомнить название.

Фармацевт продолжает: «Формалиновая мазь?» Наконец, дама, кажется, улавливает что-то очень важное и выдает: «С тканью еще вроде бы связано».

Первостольник поднимает брови в недоумении и уже косится на стоящих в очереди людей, которые также включаются в викторину: «Ситец, хлопок, шелк, органза?» «Фланель! — радуется несчастная, — и что-то как будто синее, сине-сине…». «Синий, синий иней», — иронизирует мужчина из очереди.

Первостольник решает прекратить базар, проявив профессионализм: «Вам от чего мазь нужна?» Выяснив, что нужно средство от атопического дерматита, фармацевт, наконец, находит решение задачки. Картинка, как говорится, складывается. Оказывается, что нужна была мазь синафлан.

Причины и действия

Причины феномена прескевю на сегодняшний день точно неизвестны. Проблема изучения данного явления заключается в том, что его невозможно вызвать искусственно, а значит, и невозможно изучать экспериментально.

При этом существует несколько гипотез, объясняющих проблему внезапного забывания знакомых слов, — «гипотеза блокирования» и «гипотеза неполной активации».

В первом случае предполагается, что все дело в другом слове, которое блокирует извлечение из памяти нужного, во втором — что нужное слово не получает достаточной активации, с точки зрения способности его представить, визуализировать, в то время как другие слова воплощены в сознании гораздо ярче.

Сходные проблемы могут возникнуть, когда человек пытается вспомнить сон: кажется, что это легко, но сделать не удается.

Для того чтобы бороться с проблемой прескевю, рекомендуется несколько способов: перебирать все буквы по алфавиту, чтобы найти первую букву забытого слова; перебирать все слова на первую букву искомого слова; переключить внимание на что-то другое. Однако все эти способы вряд ли подойдут в ситуации, когда посетитель аптеки стоит у первого стола, перебирая варианты и отнимая у всех время. Учитывая сложность структуры феномена, лучше всего задать такому человеку уточняющие или наводящие вопросы или вежливо предложить ему спокойно подумать в сторонке.

Источник: https://pharmvestnik.ru/content/articles/na-konchike-jazyka.html

Феномен «вертится на языке» (этот, как его…) и все, что вы не можете о нем вспомнить

Состояние «вертится на языке» знакомо, вероятно, каждому взрослому человеку — мы внезапно забываем какое-то слово, название или фамилию и не можем его вспомнить. При этом нам кажется, что слово вот-вот вспомнится и это вызывает довольно мучительные ощущения.

Это состояние настолько распространено, что свои названия у него есть практически во всех языках. В русском языке мы называем это «на кончике языка» или «вертится на языке».

Несмотря на свою распространенность и совершенно очевидную древность — раз этот феномен нашел место во многих языках — ученые знают о нем довольно мало. Проблема в том, что это состояние все же проявляется сравнительно редко, его невозможно вызвать сознательно и специально. Как его изучать? Однако все же нашлись достаточно упорные люди, которые провели серию соответствующих исследований.

Читайте также:  Таблетки от заикания, уколы и другие лекарства для медикаментозного лечения логоневроза у детей, подростков и взрослых

Так что же вызывает феномен «вертится на языке»?

Транслирование мыслей в слова — сложный процесс, который мы воспринимаем как само собой разумеющееся в основном потому, что у большинства людей он происходит автоматически. Однако это сложно. Мозгу надо превратить абстрактные концепции в слова, а потом еще и преобразовать их в звуки.

В случае проявления феномена «вертится на языке», где-то в этом механизме происходит сбой. Где именно — ученые достоверно не знают до сих пор. Одни говорят, что проблема в речевом аппарате, другие кивают на память. Третьи говорят, что не знают, что его вызывает, но поняли, что ему способствует: много кофеина, мало сна и усталость.

В итоге ученые решили провести следующий тест. Они просили группу испытуемых сказать им, как называется активность по исследованию пещер. Если человек вспоминал сразу, он выбывал из исследования — ученых интересовали только тех, кто «знал, но забыл» (кстати, это слово — «спелеология»).

Исследователи давали им какое-то время вспомнить, а потом называли правильный ответ. После этого они с разной периодичностью, от 5 минут до нескольких недель, задавали этот же вопрос снова. Так как там называется активность по исследованию пещер?

Оказалось, что если людям подсказывали правильный ответ — они его тут же забывали. И да, не могли ответить даже через пять минут. Это дало основание говорить о том, что когда мы пытаемся вспомнить забытое слово с помощью словарей или интернета, мы практически обрекаем себя на то, чтобы снова забыть его. Видимо, мозг «не ценит» то, что достается ему слишком просто.

Как защититься от феномена «вертится на языке»?

Поскольку ученые не знают, что его точно вызывают, достоверного ответа на этот вопрос нет. Однако им совершенно ясно, что для того, чтобы не стать жертвой феномена в отношении того же самого слова еще раз (и еще много раз), необходимо это слово вспомнить самому, а не лезть в интернет.

В результате исследования они обнаружили, что когда человеку дают ответ, у него в мозгу не активируются те же участки мозга, которые активируются, когда он — наконец-то! — сам вспоминает слово. То есть даже чисто физиологически «вспомнил сам» и «подсказали» — это абсолютно разные процессы.

Можно даже попросить окружающих о помощи, но пусть они вам не говорят слово целиком, а дают подсказки вроде «начинается с «с» (Кстати, не подглядывая выше по тексту — как называется активность по исследованию пещер? А?!). Кажется, мозгу этого достаточно, чтобы считать «вспоминание» своей победой и не забывать искомое слово через пять минут.

Что до практических советов «как конкретно вспомнить „потерянное“ слово?!», то нет ничего лучше старого доброго совета: «перестать о нем думать». Он действительно работает. И, да, осмысленные попытки вспомнить, наоборот, делают только хуже. Проверено учеными.

29 июля 2015

Источник: http://ladystory.ru/?p=189144

На кончике языка

«На кончике языка» («вертится на языке») — феномен, который заключается в неспособности вспомнить какое-либо хорошо знакомое слово, при этом в памяти всплывает определенное количество информации о забытом слове. Возникает ощущение, что забытое слово будет найдено прямо сейчас и что его очень легко вспомнить, но, тем не менее, оно не вспоминается.

Это состояние может быть мучительным и даже навязчивым. Феномен сопровождается интенсивным ощущением фрустрации, из-за неспособности вспомнить хорошо знакомое слово.

В англоязычной научной литературе это явление обозначается термином «TOT-phenomenon» или «ТОТ-state», от английского выражения «tip-of-the-tongue», которое означает, что забытое слово «вертится на кончике языка».

Этот феномен впервые описал Уильям Джеймс в своём фундаментальном труде «Принципы психологии (англ.)русск.» в 1890 году.

Один из исследователей феномена, Беннет Шварц, иллюстрирует это явление на примере рассказа Чехова «Лошадиная фамилия»: герой этого рассказа не может вспомнить фамилию, но, тем не менее, он уверен, что забытая фамилия имеет какое-то отношение к лошадям.

Этот феномен является иллюстрацией того, что в сознании может временно существовать значение слова без его знаковой формы. Иногда это явление обозначается термином «пресквю» (или «прескевю») (фр.

 presque vu — почти увиденное), который был создан по аналогии с терминами дежавю и жамевю.

Сходные выражения существуют во многих языках, например:

  • в итальянском языке: «sulla punta della lingua» («на кончике языка»);
  • на татарском языке: «тел очында» («на кончике языка»);
  • в польском языке: «mieć coś na końcu języka» («иметь что-то на кончике языка»);
  • в эстонском языке: «keele otsa peal» («на кончике языка»);
  • в армянском языке: «լեզվի ծայրին» («на кончике языка»)
  • на языке шайеннов: «navonotootse’a» («я потерял это на моем языке»);
  • на валлийском языке: «ar flaen fy nhafod» («на передней части языка»);
  • на языке маратхи: «jeebhewar» («на языке»);
  • в кантонском диалекте Китая и в севернокитайском языке, а также в языках хинди, хауса и игбо используется выражение «во рту»;
  • на азербайджанском языке: «dilimin ucunda» («на кончике языка»)
  • в казахском языке: «тілімнің ұшында тұр» («стоит на кончике языка»);
  • в японском языке используется выражение «в горле»;
  • в корейском языке аналогичным выражением является «Hyeu kkedu-te mam-dol-da» («искрится на кончике языка»)

;

  • в арабском языке: «على طرف اللسـان» («на кончике языка»);
  • на иврите: «על קצה הלשון» («на кончике языка»).
  • возможность довольно точно описать объект, которому соответствует забытое слово;
  • возможность дать ответы, которые по каким-то признакам приближаются к забытому слову (по смыслу или по звучанию);
  • ощущение того, что слово хорошо знакомо, и что его легко будет вспомнить, если будет дана подсказка;
  • слово действительно легко вспоминается, если дана подсказка.

Впервые феномен был упомянут американским психологом Уильямом Джеймсом, который, впрочем, не использовал выражение «на кончике языка», но описал явление следующим образом:

Представим себе, что мы пытаемся вспомнить забытое имя. Это особое состояние сознания. Здесь пробел в памяти, но не простой пробел. Этот пробел очень активен.

В нем есть нечто вроде призрака имени, который, маня нас в определенном направлении, время от времени заставляет нас трепетать от ощущения того, что слово почти найдено, и тут же вынуждает нас отступать, так и не найдя слово, которое мы искали. Если кто-то предлагает нам неправильные имена, этот особый провал в памяти немедленно реагирует, и мы отвергаем то, что нам подсказывают.

Эти имена не соответствуют форме. И провал в памяти по поводу одного слова не ощущается так же, как провал в памяти по поводу другого слова, хотя оба должны быть описаны как пробелы в памяти. Если я безуспешно пытаюсь вспомнить имя Спалдинга, мое состояние сознания совсем не похоже на состояние, в котором я стараюсь вспомнить имя Боулза.

Есть бесчисленные состояния сознания, которые соответствуют этому желанию, ни в одном в них нет имени, но все они не похожи друг на друга. Подобное ощущение — это сфера Клио, оно не похоже на недостаток ощущений; наоборот, это очень интенсивное ощущение.

В нем может быть ритм забытого слова — без звуков, в которые оно могло бы облечься; или это ускользающий смысл чего-то, чья начальная согласная или гласная буква время от времени дразнит нас, но при этом оно не становится более отчетливым. Любому из нас знакомо завораживающее воздействие пустого ритма забытого стихотворения, беспокойно пляшущего в нашем мозгу и требующего, чтобы его наполнили словами.

Оригинальный текст (англ.)  

Источник: https://meddocs.info/chapter/na_konchike_yazika

На языке вертится но не могу вспомнить кто это ? — Вопросы и ответы

Термина “психическая эпилепсия” в психиатрии и неврологии нет. Эпилепсия это и так психическое заболевание.

Вы, наверное, имеете в виду эпилепсию с психотическими симптомами.

Эпилепсия это болезнь с очень-очень многообразными проявлениями. Есть судорожные, бессудорожные, с аурой/без ауры (предчувствие приступа), с потерей сознания/без его потери, с целым спектром психотических проявлений (голоса, звуки, зрительные образы, ощущения в теле), эмоциональными переживаниями (страх, эйфория, приятная тоска, оглушение). И так далее и тому подобное.

Приведу лишь некоторые примеры из тысяч (по рассказам пациентов и наблюдений).

1) Классический судорожный приступ. Внезапно начинает кружиться голова, ощущение непонятного страха, тоски. Всё это нарастает. Сердце начинает стучать всё быстрее. Наступает оглушение, словно куда-то проваливаешься.

Внешне это выглядит так: человек отключается, не реагирует ни на что, падает на пол. Выгибается, краснеет, шейные вены набухают. И все мышцы тела начинают сокращаться, дыхание учащается, давление повышается. Изо рта выделяется пенистая слюна. Может обмочиться или обмараться.

Продолжается приступ 2-5 минут. Судороги постепенно стихают. Человек открывает глаза, но ничего не понимает. Не знает, какое сегодня число, где он находится, говорит какие-то нелепые фразы. Спустя еще 10 минут наконец приходит в сознание окончательно. И ничего не помнит про приступ.

Рассказывает лишь то, как у него закружилась голова и он словно куда-то провалился.

2) Начинает болеть голова, становится не по себе, всё раздражает, малейший звук вызывает ярость. Человек срывается, начинает ругаться, даже драться, отключается и далее развивается выше описанный судорожный приступ. Это называется дисфорический эпиприступ.

3) Начинает приближаться непонятное чувство: приятная тоска, в то же время страх, в то же время эйфория – это не просто чувство, а оно ощущается физически, расплывается по телу, всё вокруг кажется каким-то другим. Сердце колотится всё сильнее.

Окружающее оказывается словно в тумане, звуки становятся всё мягче. И окружающие люди (если это случилось на улице, в людном месте) вдруг окружают и начинают спрашивать “что случилось?” поливают водой, лезут в рот.

При этом внешне пациент замирает, валится на землю, взгляд стеклянный, изо рта течет слюна, подёргивается рука, нога или лицо.

4) Бывает, что эпилепсия проявляется лишь в том, что человек периодически замирает на несколько секунд (абсансы).

5) Джексоновская эпилепсия – когда человек не теряет сознание, но испытывает судороги определенной части тела (киношные истории на тему того, что рука вдруг начинает не слушаться человека и жить своей жизнью – из этой области).

6) Висцеральные эпилептические приступы – когда эпилепсия проявляется лишь периодическими болями в животе, расстройством пищеварения, необычными ощущениями в животе, болями в сердце, рвотой и т.д. Такая эпилепсия выявляется редко – и то только после долгих скитаний пациента по терапевтам, гастроэнтерологам. 

Перечислять проявления приступов можно сколько угодно.

Всё зависит от того, в каком участке коры головного мозга возник очаг возбуждения и какова его сила. Если очаг охватил оба полушария, то человек теряет сознание. Если очаг в височной доле, то он испытывает страх, тоску, эйфорию, слуховые галлюцинации. Если в затылочной – появляются зрительные галлюцинации. И так далее.

Источник: https://ask-mania.com/na-yazyke-vertitsya-no-ne-mogu-vspomnit-kto-eto/

Ссылка на основную публикацию