Логоневроз у детей, симптомы и проявления у дошкольников, школьников, подростков и взрослых людей: физические и психологические признаки заикания (фазы, судороги, тики)

Заикание является очень сложным нарушением речи, связанное с психофизиологией, при котором нарушается целостность и плавность речи человека. Это проявляется в виде повторения или удлинения звуков, слогов, или слов. Может проявляться в виде частых остановок или нерешительностью речи, в результате нарушается ее ритмичное течение.

Заикание препятствует одной из самой важной части человеческой жизни – общению.

Причины

  • повышенный тонус и периодически возникающая судорожная готовность двигательных окончаний речевых центров головного мозга;
  • последствия острого и хронического стресса в детском возрасте;
  • генетическая предрасположенность (некоторые виды заикания передаются по наследству);
  • последствия перинатального поражения ЦНС;
  • последствия контузии у взрослых;
  • Логоневроз у детей, симптомы и проявления у дошкольников, школьников, подростков и взрослых людей: физические и психологические признаки заикания (фазы, судороги, тики)склонность к судорожному реагированию;
  • различные повреждения головного мозга;
  • нарушение нормального развития речи у детей (раннее речевое развитие и задержка психомоторного развития);
  • дети могут передразнивать заикающегося человека, но через некоторое время у них сформируется устойчивый дефект;
  • дефицит ласки, любви, понимания у ребенка;
  • при попытке переучить левшу в детском возрасте;
  • травмы, последствия инфекционных и эндокринных заболеваний;

Типы и формы нарушения речи

В МКБ-10 существует несколько классификаций заикания.

По формам различают:

ФормаХарактеристика
Тоническая форма У человека в процессе разговора может возникнуть незначительная пауза в речи, или растяжение какого-нибудь звука («п…..палас»)
Клоническастя форма. Происходит навязчивое повторение слогов, звуков либо же слов («та-та-та-та-можня»)
Смешанная форма. Является чем-то средним между первыми двумя типами. («п…ппо-бе-да»).

Классификация на основе этиологических факторов возникновения нарушения речи:

ФормаХарактеристика
Неврозоподобная форма. У человека происходит нарушение моторики и артикуляции речи, присутствует коморбитность с дизартрией. В процессе разговора у таких людей проявляются различные невротические реакции. У детей с этой формой заикания диагностируется задержка психомоторного развития, они поздно начинают говорить;
Невротическая форма (логоневроз). Дети с этой формой заикания имеют ранее или нормальное речевое и психомоторное развитие соответствующее возрасту. Этиологическим фактором развития логоневроза является проявление психосоматики — испуг или хронический стресс.

Некоторые пациенты не заикаются, у них не нарушена артикуляция речи в привычной домашней обстановке.

Но в состоянии психоэмоционального напряжения (незнакомые люди, публичное выступление) им трудно вымолвить слово, причиной являются речевые судороги.

У таких пациентов наблюдается логофобия и характерное избегающее поведение. С точки зрения неврологии состояние пациентов расценивается как невроз.

Симптомы

Симптоматика нарушений речи очень разнообразна и зависит от этиологии заболевания, локализации судорожной готовности.

  • Логоневроз у детей, симптомы и проявления у дошкольников, школьников, подростков и взрослых людей: физические и психологические признаки заикания (фазы, судороги, тики)Нарушение плавности течения, темпа и мелодики речи. При клонической форме у человека речь как бы прерывается, он может несколько раз подряд повторять отдельные звуки, слоги или целые фразы, иногда происходит неестественное растягивание некоторых звуков.
  • Речевые уловки. Пациент использует в своей речи вспомогательные звуки, их сочетание или слова;
  • Фобии. У людей с заиканием возникают различные фобии, как правило, наиболее распространенной среди них является социофобия и страх перед началом речи;
  • Тики и гримасы. Пациент при волнении производит различные виды насильственных движений. Заикание у людей одновременно сопровождается внутренним напряжением, возникает чувство тревоги и неконтролируемого страха перед собственной речью. В процессе разговора у человека непроизвольно возникают различные гримасы, неестественные движения, возможно возникновение тиков лица, таким образом, он пытается преодолеть заикание;
  • Нарушение физиологии речи. Человек неправильно произносит звуки, неправильно употребляет некоторые слова. Он неправильно строит фразы и не владеет речевыми оборотами.6 Нарушение устной и письменной речи. В процессе письма у больного много повторений одинаковых букв и слогов, разрыва слова. Пациент не владеет навыками правильного построения предложения.

Проявления у детей

Заикание манифестирует в любом возрастном периоде, но наиболее часто у детей от 2 до 5 лет.

Большую роль в развитии заикания играет наследственная предрасположенность . Нарушение речи у маленьких девочек диагностируется в три раза реже, чем у мальчиков.

Логоневроз у детей, симптомы и проявления у дошкольников, школьников, подростков и взрослых людей: физические и психологические признаки заикания (фазы, судороги, тики)

Особенностью нейрофизиологии этого возраста является тот факт, что прочные тормозные реакции у них отсутствуют. Риск развития заикания у возбудимого ребенка гораздо выше, чем у флегматика.

Заикание у детей может возникнуть в результате строгого воспитания, повышенных требований к ребенку.

Некоторые родители хотят вырастить из своих чад гениев, заставляют своих детей заучивать большие стихотворения, произносить и запоминать трудные слова и слоги, что в свою очередь может вызвать у ребенка нарушение развития речи.

Заикание у детей может усиливаться или уменьшаться. Провоцирующими факторами для усиления заикания могут служить переутомление, простуда, нарушение режима дня, наказание.

Если у маленького ребенка появились первые симптомы нарушения речи, необходимо сразу же обратиться к специалисту, самостоятельно это не пройдет. Вылечить заикание у детей надо еще до школы.

Для того, чтобы понять как избавится от заикания, родители с детьми в возрасте 2-5 лет обращаются к логопеду.

Нарушения речи наблюдающиеся в пубертатном периоде, является одним из проявлений невроза. Нарушения речи могут проходить по мере взросления человека. По статистическим данным заиканием страдает только один процент взрослого населения.

Особенности психологии заикающихся людей

В присутствии посторонних людей они испытывают робость и смущение, поэтому стремятся к уединению. Часто испытывают чувство угнетенности и постоянные переживания за свою речь. Такие люди очень впечатлительны, обладают бурной фантазией, которая в свою очередь усиливает заикание.Так же зачастую заики имеют слабую волю.

Интересным является, то, что заикающиеся люди владеют различными психологическими приемами и уловками для устранения заикания. Очень часто в присутствии определенных людей или общества у них возникает страх говорить, а иногда наоборот, заикающиеся показывают свою расторможенность, показная разболтанность, резкость.

Методы коррекции

Логоневроз у детей, симптомы и проявления у дошкольников, школьников, подростков и взрослых людей: физические и психологические признаки заикания (фазы, судороги, тики)

Прежде чем искать способ, как избавиться от заикания, необходимо выяснить причины, которые привели к нарушению речи. Ребенок должен пройти комплексное обследование, в анамнезе нужно выявить наследственность, психотравмирующие ситуации. После получения результатов обследования логопед составляет индивидуальную программу занятия с ребенком.

Коррекция нарушений речи у подростков должна начинаться также с обследования, выявления причин и признаков невроза, психосоматики.

Хотя заикание (по определенной расположенности) и возникает сравнительно легко, оно не всегда также легко поддается лечению. А лечить его нужно обязательно. Ибо вопреки распространенному мнению, дефект этот вполне поддается коррекции, а не редко его удается полностью устранить.

Родители с заикающимися детьми должны обращаться только к специалистам, самостоятельно с такой проблемой не справиться.

Лечение заикания у детей необходимо начать на раннем этапе развития и обязано должно включать в себя устранение психотравмирующей ситуации, которая явилась причиной нарушения речи.

Лечение заикающегося должно включать в себя медикаментозные средства и методы, психотерапию, работу с педагогами и логопедами, а также затрагивать вопросы реабилитации больного. Насколько успешным будет лечение, зависит от индивидуальных особенностей больного, а также от его способности принять той или иной метод.

Основной задачей логопеда является привить заикающемуся ребенку навыки правильной речи.

Медикаментозная терапия

Помимо разнообразных психотерапевтических методов в лечении используется четырехэтапная медикаментозная терапия.

На начальном этапе коррекционной работы производится изменение патологического речевого стереотипа и коррекция психологического состояния больного. У человека в процессе лечения происходит постепенное угасание рефлекса заикания. Для этого назначается длительный медикаментозный сон (в течение нескольких дней), после этого наступает период молчания пациента.

На втором этапе проводится лечение сопутствующих хронических заболеваний, санация очагов инфекции в сочетании общеукрепляющей терапии.

На следующем этапе коррекции происходит проговаривание пациентом сложных форм речи в различных ситуациях, в том числе и в психотравмирующих. Врачами могут быть использованы таблетки для снятия тревожности и психоэмоционального напряжения больного.

На завершающем этапе у больного закрепляются все выработанные навыки плавной речи, продлеваются общеоздоровительные процедуры, в этот период лекарства употреблять нельзя.

Физиотерапия и ЛФК

Физиотерапевтическое лечение заикания назначается в зависимости от клинических проявлений заболевания и от локализации судорог в речевом аппарате человека.

При патологии центральной нервной системы (гидроцефальный синдром, парезы) показано назначение процедур с йодистым калием. При артикуляционных судорогах больному назначается электрофорез со спазмолитиками.

Некоторым пациентам назначаются психостимулирующие препараты.

Расслабить и успокоить больного помогут: электросон, хвойные, кислородные и углекислые ванны.

Для лечения заикания у взрослых широко применяется ЛФК и дыхательная гимнастика, массаж. Больной выполняет ряд общеукрепляющих упражнений и направленных на правильное речевое дыхание.

Музыкальные занятия с пациентами проводятся 1-2 раза в неделю. Музыкальный работник должен научить их постановке правильного речевого дыхания. Под музыку пациенты делают различные ритмичные движения, произносят звуки и слоги.

Можно ли справиться самостоятельно?

Логоневроз у детей, симптомы и проявления у дошкольников, школьников, подростков и взрослых людей: физические и психологические признаки заикания (фазы, судороги, тики)

Коррекция некоторых видов заикания у детей может проводиться в домашних условиях. Родители могут помочь своему ребенку делать речевые упражнения, чаще вместе с ним повторять скороговорки. У взрослых заикание хорошо лечится гипнозом. Ни одна из вышеперечисленных методик не гарантирует вылечить заикание.

Разработаны и запатентованы несколько авторских методик коррекции речи: «Как избавиться от заикания?», « Как убрать дефекты речи?».

Например, методика Арутюнян основана на коррекции дефектов речи с помощью синхронного произношения звуков и движением пальцев рук.

В интернете и в книжных магазинах каждый больной заиканием человек  может приобрести аудиокниги, которые в домашних условиях помогут ему, как избавится от заикания.

Тактика родителей

Самое главное в лечении заикания у детей — это профилактика.

Родители должны правильно воспитывать своих детей, уделяя внимание не только физическому и умственному развитию, но и правильному формированию речи.

Речь ребенка не должна быть торопливой, он не должен «захлебываться», все дефекты речи должны быть исправлены на ранних этапах их формирования.

Дети, которые страдают заиканием, нуждаются в особом теплом и внимательном отношении со стороны родителей и учителей.

Учитывая, что дефекты речи отрицательно сказываются на психике ребенка, он становится очень скромным, нерешительным, замкнутым, но иногда бывают периоды, когда он повышенно возбудим Комплекс неполноценности формируется, как правило, в школьные годы, подростки бывают очень жестоки, обзывают и передразнивают детей с заиканием. При первых признаках нарушения речи у детей необходимо обратиться к логопеду. Желательно не заниматься самолечением и не искать самостоятельно способы как избавиться от заикания.

Источник: https://ODepressii.ru/narusheniya/zaikanie.html

Что такое логоневроз у детей, и как лечить данное заболевание дома

Логоневроз у детей, симптомы и проявления у дошкольников, школьников, подростков и взрослых людей: физические и психологические признаки заикания (фазы, судороги, тики)

Иногда перед родителями возникает достаточно серьезная проблема — логоневроз у детей, причины и факторы возникновения которого до сих пор однозначно не объяснены психотерапевтами, дефектологами и логопедами. Главным проявлением логоневроза является заикание. Согласно международному классификатору болезней, заикание — нарушение ритмического течения речи, характерной чертой которого являются повторения слогов, слов, частые остановки или неумышленная пролонгация звуков.

Возникновение логоневроза обычно припадает на 3-5 лет. Это связано с интенсивным развитием речевой системы и ее чувствительностью в этом периоде. С каждым годом вероятность появления этого нарушения речи уменьшается: у детей 5-6 лет составляет 2%, 6-14 лет — 1%.

Оценка степени тяжести логоневроза осуществляется соотношением двух показателей: частоты ситуаций, в которых проявляется заикание, и силы его проявления.

Механизм логоневроза

Логоневроз это невротическая форма заикания, которая не связана с органическими нарушениями или патологией строения речевого аппарата.

Заикание может быть тонического характера, который связан напряжением речи и невозможностью преодолеть вынужденную паузу, и клонического, который подразумевает пролонгацию и повторение звуков и слогов.

Встречаются смешанные или тоно-клонические заикания, для которых характерны сочетания двух указанных вариаций.

Кроме заикания речевой невроз сопровождают частое моргание, дрожание челюсти, напряжение мышц лица. У ребенка, больного заиканием, нарушаются ритм, темп, плавность голоса и дыхания, причина которого в возникновении судорог речевого аппарата (гортани, языка и губ).

Усиливается заикание в результате страха общения и выражения своих мыслей. На протяжении определенного периода его проявления могут отсутствовать, речь у ребенка остается плавной.

Но в момент высокого эмоционального напряжения или в другой ситуации, сложной психологически, логоневроз обостряется, интенсивность симптомов учащается.

Чем больше волнуется ребенок, чем выше травмирующий фактор ситуации, тем сильнее будут проявления заикания, формируя стойкую безусловную цепочку логоневроза: заикание — страх — заикание — страх.

Причины логоневроза

Факторы, которые влияют на формирование группы риска:

  1. Недостатки центральной нервной системы, связанные с патологиями внутриутробного развития, родовых травм и заболеваний, перенесенных в раннем возрасте;
    Лабильная нервная система, что выражается в плаксивости, тревожности, раздражительности;
  2. Индивидуальные особенности развития речи (более интенсивный темп развития фразовой речи может спровоцировать возникновение заикания, а также резкое введение в обиход второго языка, в то время как ребенок еще не освоил полностью свой собственный);
  3. Генетическая слабость центральных речевых механизмов.
  4. Чтобы запустить в действие логоневроз у детей, причины и располагающие факторы должны подкрепляться острым дополнительным влиянием патогенного внешнего воздействия.
  5. Позднее становление речи у ребенка и расторможенность нервной системы, в результате чего звуки произносятся размыто или скомкано;
  6. Физические недостатки, которые могут формировать комплекс «белой вороны» и ощущение собственной неполноценности.
Читайте также:  Тазовая невралгия (аноректальная, паховая, пудендальная (срамная, половая), воспаление тазобедренного сустава) : симптомы у мужчин и женщин, лечение

Логоневроз у детей, симптомы и проявления у дошкольников, школьников, подростков и взрослых людей: физические и психологические признаки заикания (фазы, судороги, тики)

Сопутствующие факторы:

  • Предъявляемые неоправданно завышенные требования;
  • Излишне строгое отношение к ребенку, придирки, контроль, отсутствие единой стратегии воспитании, противоречивые требования;
  • Отсутствие эмоционального контакта, холод в отношениях с близкими и родными, отсутствие поддержки и заботы;
  • Психические травмы, хронический или острый стресс. Особенности атмосферы и микроклимата, в котором чаще всего находится ребенок (травмирующие ситуации в семье, хронические конфликты в детском коллективе).

Методы лечения заикания дома

Логоневроз, лечение в домашних условиях которого способно дать хорошие результаты при регулярном воздействии, подвергается путям коррекции:

Логопедическое лечение направленно на расслабление речи во время заикания, установление правильной артикуляции и ритмичного темпа речи, воспитание плавности.

Задания на занятиях сначала в форме совместной работы с логопедом. Упражнения со временем усложняются.

Ребенок должен самостоятельно повторять услышанные рассказы Навыки, полученные на коррекционных занятиях, закрепляются при общении с окружающими.

Источник: http://onevroze.ru/chto-takoe-logonevroz-u-detej-i-kak-lechit-dannoe-zabolevanie-doma.html

Лечение заикания у детей

От заикания (или логоневроза) страдает 6% мальчиков и девочек. Чаще всего патология проявляется в возрасте от 2 до 5-6 лет. В лечении заикания принимают участие логопед, невролог, психолог.

Что такое логоневроз у детей?

Заикание представляет собой речевое нарушение, которое характеризуется задержкой или повторением звуков. У ребенка появляются голосовые судороги или спазмы. Они бывают:

  • Тонические.
    Повышается мышечный тонус органов, участвующих в артикуляции: языка, губ, щек. Рот в это время слегка приоткрыт или полностью сомкнут. Внешне это проявляется в виде длительной паузой или протяжным «растягиванием» звука.
  • Клонические.
    Мышцы речевого аппарата ритмично сокращаются.

У одного больного наблюдается чередование тонических и клонических судорожных сокращений речевых мышц.

Логоневроз у детей влияет на коммуникативную и выражающую функции речи. При этом нарушается общая моторика, страдает психическое и физическое здоровье. Заикание затрудняет развитие дошкольника, общение со сверстниками, социализацию в детском учреждении.

Причины заикания у детей

К возникновению логоневроза приводят физиологические и психологические факторы. К физиологическим причинам относятся:

  • Генетическая предрасположенность. Если кто-то из родителей, бабушек или дедушек заикается, то риск возникновения такого дефекта увеличивается.
  • Внутриутробное поражение. Тяжелые роды, гипоксия, родовые травмы, недоношенность негативно влияют на речь малыша.
  • Черепно-мозговая травма, нейроинфекция. Патология головного мозга приводит к нарушению речевых функций.
  • Болезни органов речи: носа, носовой полости, глотки, гортани. Способствуют расстройству артикуляции.
  • Повышенная судорожная активность и лабильность нервной системы. Раздражение речевого центра провоцируют приступ мышечных сокращений языка, губ.

Читать:   Почему болит голова при резких движениях?

Если ребенок заикается из-за органических причин, то в первую очередь, ему необходимо лечение у невролога. Восстановление нормального взаимодействия мозга и органов речи поможет избавиться от заболевания, предотвратит развитие невроза.

Психологическими факторами заикания являются:

  • Неблагоприятная обстановка в семье.
  • Излишняя требовательность.
  • Копирование речи заикающегося взрослого.
  • Конфликты со сверстниками.
  • Сильный испуг, стресс.

К развитию логоневроза также приводят недостаток родительского внимания, раннее изучение иностранных языков.

Виды заикания у детей

Логоневроз делится на несколько видов в зависимости от причин, степени тяжести, характера течения.

В зависимости от причины выделяют два типа логоневроза:

  • Невротический.
    Дефекты речи появляются после психологически травмирующих ситуаций.
  • Неврозоподобный.
    Возникает на фоне органического поражения головного мозга.
  • Смешанный.
    Ребенок начинает заикаться только после психоэмоциональных событий. До этого его речь соответствует возрастной норме.

По степени тяжести заикание бывает легкой, средней или тяжелой степени. Легкая степень появляется только при некомфортных условиях. При средней стадии возникает значительная неуверенность и страх речи. Тяжелая форма характеризуется стойкими прогрессирующими речевыми нарушениями.

По характеру течения выделяют несколько типов логоневроза:

  • Волнообразный.
    Протекает с периодами улучшения и ухудшения.
  • Стационарный.
    Речевые проблемы проявляется постоянно.
  • Реградиентный.
    Самостоятельно исчезает после лечение патологии головного мозга.
  • Проградиентный.
    При хроническом течении основного заболевания заикание прогрессирует.
  • Рецидивирующий.
    Чередуются периоды нормальной и патологической речи.

Вид и характер заикания определяет логопед и невролог. Лечение зависит от формы логоневроза.

Диагностика

Дефект речи у ребенка диагностируют следующими методами:

  • Сбор анамнеза.
  • Оценку голоса, моторики, артикуляции. Выявляют удлинение слов, дублирование слогов, спазм речевой мускулатуры.
  • ЭЭГ, РЭГ, МРТ или УЗ исследование головного мозга. Выполняют для изучения органической причины патологии.

Читать:   Болезнь Паркинсона: причины, симптомы и лечение

При обследовании детей с заиканием оценивают фонематический слух, наличие активных слов, точность произношения слогов.

Кто лечит заикание у детей?

При выявлении первых симптомов нужно обратиться к неврологу и логопеду. Невропатолог выявит причину и форму заболевания: физиологическую или органическую.

Логопед-дефектолог во время разговора научит малыша правильно произносить звуки, выговаривать слова. Иногда может понадобиться консультация психолога или психотерапевта.

Для того, чтобы вылечить логоневроз у ребенка необходимо применять комплексную терапию. Она включает в себя:

  • Лекарственные препараты.
  • Психологическую коррекцию или психотерапию.
  • Физиотерапевтическое лечение, массаж.
  • Занятия лечебной физкультурой.
  • Логопедические упражнения.

Медикаментозное лечение улучшит мозговую деятельность, когнитивные функции, работу речевого центра. Назначенные специалистом упражнения «поставят» правильную интонацию, научат выговаривать слова. Работа с психотерапевтом укрепит нервную систему, избавит ребенка от невротического заикания.

Медикаментозное лечение

При проблемах с речью назначают ноотропные, седативные или противосудорожные препараты. К ноотропам относятся пирацетам, фенотропил, луцетам. Они усиливают кровоснабжение головного мозга, улучшают доставку к нему питательных веществ и кислорода.

Успокоительные или седативные лекарства (тенотен, экстракт валерианы) уменьшают возбуждение нервной системы. Показаны гиперактивным, эмоциональным детям. Их применение избавляет дошкольника от переживаний, нормализует сон.

Противосудорожные средства замедляют проведение импульсов по нервным волокнам. Малышам обычно назначают фенобарбитал, карбамазепин в терапевтических дозировках.

Массаж

Применяют следующие виды логомассажа:

  • Точечный.
    Воздействие на определенные точки нормализует речевые функции.
  • Сегментарный.
    Массируют сегменты, отвечающие за речевую деятельность.
  • Зондовый.
    Осуществляется при помощи специальных инструментов – зондов.

Массаж нужно выполнять регулярно. Он снимает напряжение речевой мускулатуры, улучшает работу центра речи в головном мозге. Логомассаж необходимо делать при всех видах речевых нарушений.

Народные средства

К методу народной медицины относится лечение травами. Для избавления от заикания применяют:

  • Пустырник. Готовят настойку самостоятельно или покупают в аптеке.
  • Мяту. Делают отвар или добавляют в чай.
  • Сбор сухой валерианы, ромашки и мелиссы. Заваривают, дают выпить три раза в день.

Только травами вылечить логоневроз невозможно. Использование лекарственных сборов рекомендуется сочетать с другими вариантами лечения.

Что нельзя делать при заикании?

При выявлении логоневроза запрещается делать замечания, акцентировать внимание на дефектах речи. Не нужно прилюдно стыдить малыша, заставлять повторять слоги и звуки. Это ухудшает течение заболевания: дети стараются меньше говорить, избегают контактов со сверстниками.

В этот период не рекомендуется учить иностранный язык, смотреть телепередачи, читать агрессивные сказки. Не стоит обсуждать дефект ребенка в присутствие других детей и взрослых.

Как вылечить заикание у ребенка в домашних условиях

Для лечения заикания в домашних условиях используются следующие методики:

  • Нормализация темпа речи.
  • Массаж лица и языка.
  • Дыхательная гимнастика.
  • Совместное чтение книг, пересказ стихов.

Родители должны создать благоприятную психологическую обстановку в доме. Ссоры и скандалы провоцируют обострение логоневроза. Соблюдение режима дня, полноценный ночной сон нормализуют физическое состояние, укрепляют нервную систему. На время лечения ограничивают посещение садика или школы, развлекательных мероприятий. Важно не допускать переутомления и перевозбуждения малыша.

При появлении дефектов речи нужно немедленно обратиться к врачу. Раннее выявление и лечение помогут полностью избавиться от заикания. Ребенок нормально социализируется в обществе, будет вести полноценную жизнь.

Источник: https://appteka.ru/nevrologiya/zaikanie-u-detej

Заикание

Заикание определяется как специфическая форма нарушения речи, при котором происходит пролонгация (удлинение) или частое повторение слогов, звуков или слов. Заикание, симптомы которого также могут сопровождаться нерешительностью в речи или частыми в ней остановками, становится причиной разрыва ее ритмического течения.

Онлайн консультация по заболеванию «Заикание».

Задайте бесплатно вопрос специалистам: Невролог.

Общее описание

В рассмотрении интересующего нас нарушения в рамках отечественной литературы ему отводилось определение, согласно которому заикание является нарушением темпо-ритмической речевой организации, возникшим по причине судорожного состояния, в котором находятся мышцы речевого аппарата. Привычное для большинства людей определение этого нарушения, «заикание», также может определяться как логоневроз или логоклония.

В действительности это нарушение может рассматриваться аналогично айсбергу, в котором заикание является лишь одной из проблем, находящейся на верхушке.

В качестве невидимой части в этом случае выступают проблемы иного рода, заключающиеся в имеющихся у человека с заиканием страхах, тревожности, чувства вины, сложностях в общении и установлении контакта с окружающими людьми, одиночеством и просто желанием отстраниться от реальности.

Преимущественным образом встречается заикание у детей – симптомы этой патологии проявляются у них до достижения 12 лет, в особенности часто ей подвержены мальчики.

Нередко начало патологии отмечается при нормальном развитии маленьких пациентов, однако многие врачи склонны придерживаться несколько иного мнения относительно начала развития заикания, при котором отмечается, что оно является результатом органического поражения головного мозга.

Случиться оно могло, например, в рамках периода течения беременности или в процессе родовой деятельности, хотя не исключается и возможность возникновения такого поражения в период младенчества.

Учитывая практическую невозможность определения этой патологии у совсем маленьких детей, конкретнее проследить такую возможность удается не всегда, ведь другие симптомы отсутствуют, что, соответственно, оставляет ее незамеченной и для специалистов, и для родителей.

Заикание, причины которого также могут заключаться в наследственности, может быть и временным. Такой его природе может сопутствовать получение психологической травмы (к примеру, конфликтные ситуации, сильный стресс в результате чего-либо, испуг и пр.).

Заикание, возникшее в результате подобных причин, определяется как психогенное заикание.

Имеются данные о том, что у детей оно почти в 90% всех случаев возникновения  исчезает к достижению ими подросткового возраста (что достигается при условии исключения ситуации, выступающей в качестве травмы, вызывающей заикание).

Источник: https://SimptoMer.ru/bolezni/logopediya/274-zaikanie-simptomy

Шпаргалка: Заикание у детей

Введение

В настоящее время проблема обучения и воспитания детей дошкольного возраста становиться особенно значимой. По статистическим данным, только 10 % новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми.

Остальные дети имеют микроорганические поражения или выраженную патологию. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушением речи, что влечет и отставания в развитии.

Детям с недоразвитием речи следует вовремя оказать помощь, к началу обучения в школе.

Заикание представляет собой одну из острых проблем логопедии. Во всем мире признается, что заикание является сложной проблемой как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

Проблема заикания интенсивно изучается и освещается в литературе на протяжении всего 20-го века. Научная разработка проблемы заикания в отечественной логопедии связана с именами известных психиатров И.А. Сикорского, Н.

Г. Неткачева и В.А. Гиляровского.

В настоящее время интерес к проблеме не падает, более того, начиная с 1994 года регулярно проходят Международные симпозиумы, посвященные только проблеме заикания.

Эти научные конгрессы собирают более тысячи ученых из стран всего мира. Регулярно издается международный специальный журнал “Fluen y Disorders” (“Нарушение плавности”), который также посвящен этой монопроблеме.

Огромный интерес ученых всего мира к проблеме заикания свидетельствует о ее актуальности.

В отечественной логопедии разработан оригинальный подход в оценке клинической картины заикания.

Выделение двух клинических форм заикания — невротической и неврозоподобной — позволяет наиболее полно оценить не только судорожные проявления в речи заикающихся, но и особенности личности как в начальный период развития заикания, так и при его хронификации.

Помимо судорожных запинок, заикание включает в себя нарушения высшей нервной деятельности, связанные в одних случаях с органическим поражением ЦНС, в других случаях — с невротической реакцией.

Наблюдаемая при заикании хронификация процесса вызывает, как правило, вторичную невротизацию в качестве реакции личности на основное заболевание, что делает заикание сложнейшим патологическим процессом, который может сопровождать человека всю его жизнь.

В настоящее время от логопеда требуется не только знание практических приемов коррекции речи при заикании, но и понимание целостной клинической и психолого-педагогической картины этого сложного патологического состояния, а также знаний клинических проявлений невротических и неврозоподобных состояний. Только при этом условии могут быть правильно интерпретированы психофизиологические, психологические и психолого-педагогические данные о заикающихся, что и определяет направление реабилитационных, а также профилактических мероприятий.

Читайте также:  Последствия эпилепсии у детей и взрослых: причины и симптомы эпилептического припадка, чем опасны приступы, осложнения в виде комы и прогноз

Сензитивный период и гиперсензитивные фазы речевого развития

Весь период речевого развития от 1 до 6 лет считается сензитивным, т.е. особо чувствительным как к восприятию речи окружающих, так и к влиянию разных факторов внешней и внутренней среды. Именно в этот период дети могут особо продуктивно освоить устную речь.

Хорошее здоровье ребенка и благоприятная речевая среда способствует формированию высокоразвитой речи.

Если в сензитивный период развития речи организм ребенка претерпевает влияние каких-либо вредоносных воздействий (факторы риска), то нормальный процесс речевого развития нарушается.

Это происходит либо вследствие устранения ряда необходимых условий для формирования речи (нарушение речевого общения со взрослыми, потеря слуха и т.п.

), либо вследствие появления новых “вредоносных” факторов (резкое увеличение сенсорной информации, постоянное шумовое окружение, обилие новых людей в окружении ребенка, смена языковой среды и т.п.).

В любом случае, овладение устной речью в период воздействия вредоносных факторов затрудняется. Соматические и особенно нервно-психические заболевания, а также эмоциональная депривация, ограничение речевого общения могут вести к задержке, искажению и патологии речевого развития.

Помимо того, что весь период от 1 до 6 лет считается сензитивным для развития речи, на этом фоне отмечаются достаточно ограниченные по времени гиперсензитивные фазы.

Первая из них относится к периоду накопления первых слов. Условно это период от 1 до 1,5 лет.

Гиперсензитивность этой фазы сводится, с одной стороны, к тому, что адекватное речевое общение взрослого с ребенком позволяет ребенку достаточно быстро накапливать слова, являющиеся основой для дальнейшего нормального развития фразовой речи, с другой стороны, недостаточное речевое общение со взрослым, соматические и психические стрессы легко приводят к разрушению формирующейся речи. Это может проявляться в задержке появления первых слов, в “забывании” тех слов, которыми ребенок уже владел, и даже в остановке речевого развития.

Вторая гиперсензитивная фаза в развитии речи относится в среднем к периоду трех лет (2,5-3,5 года). Это период, когда ребенок активно овладевает развернутой фразовой речью.

То есть, в это время ребенок делает переход от несимволической к символической вербализации (от конкретных к отвлеченно-обобщенным формам общения), от односложных фраз к комплексным и иерархически организованным синтаксическим и семантическим структурам. Именно в этот период резко усложняется внутреннеречевое программирование.

Реализация ребенком речевого замысла на этом этапе сопровождается не только психическим, но и эмоциональным напряжением. Все это отражается на характере устной речи.

В речи ребенка появляются паузы, которые могут возникать не только между отдельными фразами, но и в середине фраз и даже слов (дизритмия речевого высказывания). Появление пауз внутри слов как между слогами, так и внутри слогов т.е.

онтогенетические паузы хезитации, характерны только для детей в период формирования фразовой речи. Эти паузы свидетельствуют об интенсивном формировании внутриречевого программирования.

Помимо пауз, появляются повторения слогов, слов или словосочетаний — физиологические итерации. Этот период сопровождается определенными особенностями речевого дыхания.

Ребенок может начинать речевое высказывание в любую из фаз дыхательного акта: на вдохе, выдохе, в паузу между выдохом и вдохом.

Нередко речевые высказывания детей этого возраста сопровождаются выраженными вегетативными реакциями: покраснение, учащение дыхания, общее мышечное напряжение.

В этот период речь самого ребенка становится средством его интеллектуального и речевого развития. У ребенка трех лет появляется повышенная потребность в речевой активности. Он говорит постоянно, обращается к взрослому с вопросами, инициативно подключая взрослого в общение с собой.

Любые, главным образом, психические стрессы в этот период, а также любые виды сенсорных деприваций могут не только изменить темп речевого развития (задержку речевого развития), но и привести к патологии речи (заикание).

Третий гиперсензитивный период наблюдается в 5-6 дет, когда в норме формируется контекстная речь, т.е. самостоятельное порождение текста. В этот период у ребенка интенсивно развивается и существенно усложняется механизм перехода внутреннего замысла во внешнюю речь. Как и в возрасте трех лет, центральная нервная система детей 5-б дет испытывает особое напряжение в процессе речи.

И это время можно наблюдать “сбои” речевого дыхания в момент произнесения сложных фраз, увеличение количества и длительности пауз, связанных с затруднениями лексико-грамматического оформления высказывания.

Ребенок в этом возрасте, с одной стороны, крайне чувствителен к качеству речевых образцов контекстной речи взрослых, с другой стороны, психические стрессы могут привести к возникновению речевой патологии (заиканию), а ограничение речевого общения, низкий уровень речевого окружения приводят к недостаточной сформированности монологической речи. В дальнейшем эта недостаточность плохо компенсируется и требует специальной помощи.

  • Таким образом, возрастные особенности устной речи, свидетельствующие о неустойчивости речевой функциональной системы в дошкольном возрасте, делают понятной причину ее избирательной непрочности при воздействии различных вредоносных факторов.
  • Знание закономерностей речевого онтогенеза в дошкольном возрасте и особенностей протекания гиперсензитивных периодов позволяет глубже понять причину появления заикания в дошкольном возрасте.
  • Заикание

Заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Начало этого расстройства речи падает обычно на период интенсивного формирования речевой функции, т.е. 2-6-летний возраст детей. В связи с этим некоторыми авторами оно называется эволюционным заиканием (Ю.А. Флоренская, 1949 и др.

) или заиканием развития (К.П. Беккер, М. Совак, 1983 и др.).

Заикание, начавшееся у детей в дошкольном возрасте, рассматривается в литературе как самостоятельная речевая патология, в отличие от так называемого симптоматического заикания или “вторичного”, которое наблюдается при различных заболеваниях головного мозга органического генеза или ряда нервно-психических расстройств.

Феноменология заикания

Речевые судороги.

Судороги мышц речевого аппарата в процессе устной речи являются основным симптомом заикания. Речевые судороги возникают только в момент речи или при попытке начать речь и выражаются в непроизвольном сокращении мышц речевого аппарата.

Судороги мышц речевого аппарата имеют различную локализацию, тип и силу выраженности.

Принято выделять два основных типа речевых судорог: тонические и клонические.

Тонические речевые судороги проявляются в виде насильственного резкого повышения тонуса мышц, захватывающего обычно несколько мышечных групп (например, мышцы языка, губ, щек и т.п.). Заикающийся в эти мгновения как бы скован.

Рот при этом может быть полуоткрытым либо, напротив, губы плотно сомкнуты. Лицо отражает большое напряжение, которое прилагает заикающийся к тому, чтобы начать или продолжить речь.

Акустически тоническая судорога проявляется в виде длительной паузы в речи, либо в виде напряженной и протяжной вокализации.

Клонические речевые судороги характеризуются насильственным многократным ритмичным сокращением мышц речевого аппарата. При этом заикающийся обычно повторяет отдельные звуки либо слоги.

Обычно клонические и тонические речевые судороги наблюдаются у одного и того же заикающегося.

Локализация судорог

Источник: https://ronl.org/shpargalki/pedagogika/172295/

Лечение логоневроза у детей в домашних условиях

Заикание — дефект речи, связанный с психоэмоциональным состоянием ребенка 3-5 лет. Именно в этом возрасте начинается формирование речи, ребенок пытается повторять за окружающими отдельные звуки, слова и предложения, поэтому особенно важно помочь ему в этот сложный для него период.

Логоневроз — это судорожное сокращение артикуляционных органов, проявляется он у 2% детей (чаще у мальчиков) сбитым ритмом, прерываниями, остановками и повторами в речи. Почему ребенок неожиданно становится заложником такого заболевания?

Специалисты рекомендуют составить психологический портрет. Наиболее предрасположены к заиканию дети со слабовыраженными волевыми качествами, робкие и испытывающие стеснение при большом скоплении людей, чрезмерно впечатлительные, любящие фантазировать. Логопед, невролог и психолог, в первую очередь, определяют причины возникновения логоневроза и только потом приступают к лечению.

Поход к доктору поможет составить психологический портрет ребенка, который в ряде случаев приведет к выявлению причин заикания и поможет справиться с недугом

Заикание может быть заложено на генетическом уровне. Если в семье есть заикающийся родственник, то необходимо контролировать развитие речи ребенка уже на первых этапах, т.е примерно в 2-3 года. Слабость артикуляционного аппарата сопровождается чрезмерной впечатлительностью, тревогой, стеснением или страхами.

  • Тяжелая беременность матери

Сложные роды или даже неправильный, неосторожный образ жизни матери во время беременности также может повлиять на речь малыша. Обычно заикание может быть связано с повреждением головного мозга вследствие родовых травм, асфиксии во время родов, внутриутробных инфекций, гипоксии плода или гемолитической болезни новорожденного.

Рахит — нарушение костной и нервной систем, сопровождающееся дефицитом минерализации и размягчением трубных костей. Ребенок становится беспокойным, раздражительным, пугливым и капризным. Костные деформации вызывают не только физический, но и психологический дискомфорт. В результате стресс может повлечь за собой нарушение речи.

Сотрясение и различные травмы головы могут спровоцировать заикание не только у маленьких, но и взрослых детей.

Хронические расстройство питания и дистрофия — одна из самых страшных причин логоневроза. Гипотрофия способна вызвать не только заикание, но и нарушение дыхания, сердечной деятельности. Ребенок — это большая ответственность, поэтому молодые родители обязаны организовать правильный уход и максимально комфортные условия для развития и воспитания.

Существуют и другие речевые нарушения, которые могут спровоцировать заикание у детей: тахилалия (слишком быстрый темп речи), ринолалия и дислалия ( методы устранения дислалии у детей — неправильное звукопроизношение), дизартрия (малоподвижность органов речи, нарушение иннервации речевого аппарата). Самым опасным считается последнее заболевание.

Внешнее психическое воздействие, например, неожиданный испуг, стресс, запугивание со стороны родителей или незнакомых людей, конфликты со сверстниками также могут повлечь за собой логоневроз ( признаки испуга у ребенка как его лечить?). Потрясения могут быть не только негативными, но и чересчур позитивными/радостными.

Также дошкольники-левши, которых пытаются отучить писать левой рукой, могут начать заикаться, однако это явление встречается довольно редко. Главное — не давить на ребенка, так как чрезмерная настойчивость, нервозность и крики только усугубят положение.

Причины заикания выяснены. Теперь врач проводит обследование и ставит диагноз на основе этимологии заболевания:

  1. Невротический логоневроз — форма функционального расстройства, при котором ребенок начинает заикаться только в нервной обстановке: волнение, стеснение, сильное переживание, стресс, тревога, страх. В таких психотравмирующих ситуациях болезнь наступает волнами: судорожные запинки на некоторое время сменяются ровным разговором, после чего снова усиливаются.
  2. Органическое (или неврозоподобное) заикание — следствие поражений центральной нервной системы. Ребенок не хочет спать, постоянно возбужден, неловко двигается из-за плохой координации и нарушения моторики, поздно начинает говорить, но монотонно и с запинками. Дефект носит постоянный характер и усиливается при усталости и перенапряжении после активных физических и умственных занятий.

Кроме того, принято различать формы заикания у детей по судорогам и характеру течения. Так, легкая степень заикания сопровождается судорожными запинками — например, при ответе на неожиданный или неприятный вопрос ребенок нервничает.

При средней степени малыш заикается во время диалога постоянно, а вот при тяжелой форме судорожные запинки мешают любому общению, даже монологу. По характеру течения заикание делится на три типа: волнообразный, постоянный и рецидивирующий.

Выявления типа заикания и его степени находится в компетенции врача.

При первых же симптомах необходимо обратиться к специалисту, который не только поставит диагноз, проведет диагностику речи (оценка темпа, дыхания, моторики, артикуляционных судорог, голоса), но и подберет правильный метод лечения. Доктор Комаровский рекомендует проводить комплексное обследование в любом случае, чтобы предотвратить возможные рецидивы в будущем.

Если судорожные запинки в речи связаны с поражением центральной нервной системы, то может понадобиться диагностика посредством магнитно-резонансной томографии или электроэнцефалографии.

Читайте также:  Деменция: сколько лет живут лежачие больные, люди после инсульта, каков прогноз продолжительности жизни при слабоумии?

В основе лечения лежит нормализация функций речевого круга — в частности, торможение центра Брока. Как вылечить заикание у ребенка? Можно выделить несколько эффективных методов:

  • медикаментозное лечение;
  • дыхательная гимнастика;
  • лечение гипнозом;
  • логоритмические упражнения;
  • также не стоит забывать о профилактике народными успокаивающими средствами.

Для 3-летних детей в дополнение к общей терапии могут прописать витамины, транквилизаторы, успокоительные таблетки, противосудорожные, ноотропные или гомеопатические препараты. Особой популярностью пользуются экстракт валерианы, пустырник, детский Тенотен, Актовегин. Врач подберет лекарство в индивидуальном порядке.

Далеко не все родители решаются на лечение гипнозом, однако именно этот метод признан самым эффективным. Уже после 4-10 сеансов с опытным и профессиональным специалистом-гипнологом речь может полностью восстановиться, так как исследуются душевные переживания ребенка и глубинные признаки заболевания. К маленьким детям гипноз не применяют.

Четырехлетние дети уже способны повторять движения за родителями и выполнять специальные упражнения, помогающие укрепить диафрагму, улучшить мозговое кровообращение, выработать правильное носовое и ротовое дыхание.

Гимнастика учит заикающихся детей контролировать вдохи и выдохи, помогает спокойно и без запинок произносить трудные звуки и слова. В комплексе с дыхательными упражнениями хорошо помогают расслабляющие ванны и массаж.

Дыхательная гимнастика помогает ребенку убрать сбивчивость речи, учит его контролировать свое дыхание и более четко произносить слова

Логоритмические упражнения — это новая методика для дошкольников и школьников, позволяющая сочетать слова и фразы с движениями и музыкой: например, пение детских песен, прослушивание классической музыки, игра на музыкальных инструментах, чтение стишков. Логопедические занятия помогают ребенку раскрыться, поверить в себя и довериться своему руководителю.

Травы и настои лучше любых таблеток помогают успокоиться и расслабиться. Наиболее эффективными и безобидными для детей считаются ромашка, зверобой, мелисса, крапива.

В такой сложный период жизни ребенок-заика должен чувствовать себя нужным и любимым. Семья должна позаботиться о комфортной домашней атмосфере и стараться почаще контактировать со своим чадом, помогать ему. Разговоры должны быть спокойными и разборчивыми, ни в коем случае нельзя перебивать малыша, иначе он замкнется и вовсе откажется «открывать рот».

Надо постараться увлечь заику чтением книг вслух, это поможет поработать над правильным произношением. Главное — не принуждать и не перегружать, занятия должны быть интересными и позитивными.

Очень важно не упустить момент формирования речи, ведь откорректировать и вылечить речевые дефекты на поздних стадиях очень сложно. Нужно мотивировать ребенка, объяснять ему, что можно, а что нельзя, увлекать, заинтересовывать и учить. Несколько советов молодым родителям:

  1. Соблюдайте режим дня и сна. Самый капризный возраст — от 3 до 7 лет. Малыш должен спатьчасов ночью и 2 часа днем. Для детей постарше можно сократить ночной сон до 8-9 часов по ночам и до 1-1,5 часов в дневное время. Постарайтесь избавиться от привычки смотреть телевизор по вечерам перед сном.
  2. Воспитывайте в меру требовательно и не забывайте хвалить за успехи (даже какие-нибудь незначительные). Ребенок должен стремиться к познанию чего-то нового, быть уверенным в себе и целеустремленным.
  3. Разговаривайте с детьми, читайте вместе, танцуйте, пойте, занимайтесь спортом. Дружественная атмосфера в семье поможет уберечь чадо от психологических травм. Дошкольников лучше ограничить от общения с заикающимися людьми, чтобы не брали с них пример.
  4. Занимайтесь с логопедом. Врач подскажет правильные игры, книги, упражнения, научит ребенка использовать голос, плавно и ритмично разговаривать.
  5. Не запугивайте. Некоторые родители допускают ошибку, пугая детей «бабайками», рассказывая страшные сказки или запирая в качестве наказания одних в комнате, особенно в плохо освещенной. Логоневроз, вызванный подобными психологическими травмами, лечить потом сложнее.
  6. Следите за питанием. Не перекармливайте сладкой, жареной и острой пищей, лучше добавить в рацион растительно-молочную.

Профилактика заикания, как и коррекция, — очень сложный процесс для родителей.

Дети дошкольного возраста особенно капризны и восприимчивы, поэтому стоит набраться терпения и помочь маленькому заике победить недуг.

Кстати, дыхательная гимнастика полезна и для взрослых, определенные упражнения помогают расслабиться и снабдить организм кислородом, который так необходим при активных физических и эмоциональных нагрузках.

Добрый день! Моему ребенку (девочка) 4,5 года она сильно заикается, раньше это было немного, но последние 2 недели заикания усилились. Что делать?

Здравствуйте, Ольга. В первую очередь необходимо определить природу заикания — это могут быть как психологические и социальные причины, проявляющиеся тревогой и страхом перед произношением слов, так и органические (если симптомы возникли вследствие перенесенного заболевания).

Для того, чтобы понять, что стало катализатором логоневроза, необходимо обратиться за очной консультацией к неврологу и психологу. Дальнейшая тактика лечения будет зависеть от выявленной причины заикания. Вероятно потребуются занятия не только с логопедом, но и с детским психологом.

Внимание! Вся информация на сайте предоставляется исключительно в справочных целях и носит ознакомительный характер. По всем вопросам диагностики и лечения заболеваний необходимо обратиться к врачу за очной консультацией.

Источник: перед родителями возникает достаточно серьезная проблема — логоневроз у детей, причины и факторы возникновения которого до сих пор однозначно не объяснены психотерапевтами, дефектологами и логопедами.

Главным проявлением логоневроза является заикание.

Согласно международному классификатору болезней, заикание — нарушение ритмического течения речи, характерной чертой которого являются повторения слогов, слов, частые остановки или неумышленная пролонгация звуков.

Возникновение логоневроза обычно припадает на 3-5 лет. Это связано с интенсивным развитием речевой системы и ее чувствительностью в этом периоде. С каждым годом вероятность появления этого нарушения речи уменьшается: у детей 5-6 лет составляет 2%, 6-14 лет — 1%.

Оценка степени тяжести логоневроза осуществляется соотношением двух показателей: частоты ситуаций, в которых проявляется заикание, и силы его проявления.

Логоневроз это невротическая форма заикания, которая не связана с органическими нарушениями или патологией строения речевого аппарата.

Заикание может быть тонического характера, который связан напряжением речи и невозможностью преодолеть вынужденную паузу, и клонического, который подразумевает пролонгацию и повторение звуков и слогов.

Встречаются смешанные или тоно-клонические заикания, для которых характерны сочетания двух указанных вариаций.

Кроме заикания речевой невроз сопровождают частое моргание, дрожание челюсти, напряжение мышц лица. У ребенка, больного заиканием, нарушаются ритм, темп, плавность голоса и дыхания, причина которого в возникновении судорог речевого аппарата (гортани, языка и губ).

Усиливается заикание в результате страха общения и выражения своих мыслей. На протяжении определенного периода его проявления могут отсутствовать, речь у ребенка остается плавной.

Но в момент высокого эмоционального напряжения или в другой ситуации, сложной психологически, логоневроз обостряется, интенсивность симптомов учащается.

Чем больше волнуется ребенок, чем выше травмирующий фактор ситуации, тем сильнее будут проявления заикания, формируя стойкую безусловную цепочку логоневроза: заикание — страх — заикание — страх.

Факторы, которые влияют на формирование группы риска:

  1. Недостатки центральной нервной системы, связанные с патологиями внутриутробного развития, родовых травм и заболеваний, перенесенных в раннем возрасте;

Лабильная нервная система, что выражается в плаксивости, тревожности, раздражительности;

Индивидуальные особенности развития речи (более интенсивный темп развития фразовой речи может спровоцировать возникновение заикания, а также резкое введение в обиход второго языка, в то время как ребенок еще не освоил полностью свой собственный);Генетическая слабость центральных речевых механизмов.

Чтобы запустить в действие логоневроз у детей, причины и располагающие факторы должны подкрепляться острым дополнительным влиянием патогенного внешнего воздействия.

Позднее становление речи у ребенка и расторможенность нервной системы, в результате чего звуки произносятся размыто или скомкано;Физические недостатки, которые могут формировать комплекс «белой вороны» и ощущение собственной неполноценности.

  • Предъявляемые неоправданно завышенные требования;
  • Излишне строгое отношение к ребенку, придирки, контроль, отсутствие единой стратегии воспитании, противоречивые требования;
  • Отсутствие эмоционального контакта, холод в отношениях с близкими и родными, отсутствие поддержки и заботы;
  • Психические травмы, хронический или острый стресс. Особенности атмосферы и микроклимата, в котором чаще всего находится ребенок (травмирующие ситуации в семье, хронические конфликты в детском коллективе).

Логоневроз, лечение в домашних условиях которого способно дать хорошие результаты при регулярном воздействии, подвергается путям коррекции:

Логопедическое лечение направленно на расслабление речи во время заикания, установление правильной артикуляции и ритмичного темпа речи, воспитание плавности.

Задания на занятиях сначала в форме совместной работы с логопедом. Упражнения со временем усложняются.

Ребенок должен самостоятельно повторять услышанные рассказы Навыки, полученные на коррекционных занятиях, закрепляются при общении с окружающими.

Источник: http://baby-mother.ru/lechenie-logonevroza-u-detey-v-domashnih-usloviyah.htm

Что такое логоневроз

Сегодня я расскажу вам о логоневрозе, не все знают, что это научное название заикания.

Логоневроз – как можно догадаться из приставки лого- — речевой невроз. Это заикание, обусловленное психическими факторами. На нервно-психическую природу заикания указывали еще первые исследователи этого феномена: А. Либман (1901 г.), Неткачев Г.Д. в 1909 г.

определил логоневроз как «страдание чисто психическое», что с моей точки зрения является чистейшей правдой! Ведь у меня всегда было все в порядке с речевым аппаратом с физиологической точки зрения, никаких травм, растяжений и т.д. Полностью здоровые мышцы и связки, что конечно указывает на проблему в «голове».

Описывая симптоматику, этот и другие специалисты от медицины, указывали, что логоневрозу присущи такие патологические состояния психики, как подозрительность, неуверенность в себе, раздражительность, страх, тревога, ипохондрия и меланхолия.

По сути симптоматика речевого невроза совпадает с известными признаками депрессивных невротических расстройств.

Прочитайте мою книгу, в которой я рассказываю мой опыт избавления от заикания, введите ниже ваш email и получите ее, это совершенно бесплатно!

Логоневроз у детей

Под детским логоневрозом понимается, прежде всего, заикание. Обычно оно развивается в период формирования речевой функции в возрасте от 3 до 5 лет. Именно в 3-4 года(по словам родителей, сам я не помню этого) у меня начал проявляться логоневроз, родители во время не приняли меры и заикание стало моим клеймом и проклятьем белее чем на 20 лет.

Уважаемые родители! Если ваш ребенок начал заикаться – примите срочные меры! Вы не представляете какого это- жить с логоневрозом, это настоящая мука, сколько детских слез было пролито… Просто представьте – вы отвечаете что-то на уроке и 30 одноклассников гадко хихикают над твоим дефектом и нет никакой возможности после урока разобраться с обидчиками, любая твоя попытка вызывает еще большие насмешки и издевательство!

Но детство это еще пол беды, конечно для ребенка заикание кажется порой ужасной трагедией. Но на самом деле во взрослой жизни все будет куда трагичнее. У логоневроза есть она особенность… он как инвалидность, ограничивает человека во многих аспектах жизни.

По данным статистики мальчики страдают от логоневроза чаще девочек, поскольку они менее устойчивы эмоционально. Доля заикающихся детей составляет в среднем по миру 2-3%, взрослых – 1%.

Причины логоневроза по мнению врачей

Причины возникновения логоневроза лежат в психике ребенка. Точно еще никто из врачей не сказал в чем же причина логоневрозов, выдвинуты несколько теорий, но это все домыслы, видимо потому что не возможности проследить появление логоневроза у ребенка. Детей приводят к врачам уже после того как заикание началось.

Основные причины по мнению врачей: негативные эмоциональные состояния, внезапные и сильные психоэмоциональные потрясения такие, как переутомление, испуг или постоянные страхи. Дефекты нервной системы, возникшие вследствие генетической предрасположенности, травмы во время родов также могут быть ответственны за появление заикания.

Подробнее о причинах заикания читайте тут.

У взрослых логоневроз возникает значительно реже, чем у детей. В редких случаях он может быть спровоцирован серьезной психотравмирующей ситуацией. Чаще всего логоневроз развивается в детском или подростковом возрасте. В числе причин этого заболевания могут лежать как неврологические факторы, так и генетическая предрасположенность:

  • специфические свойства нервной системы (впечатлительность, ранимость);
  • патологическое воспитание, прессинг в семье;
  • инфекционные поражения центральной нервной системы;
  • эндокринные нарушения.

Симптомы логоневроза

Источник: https://zaikanieblog.ru/zaikanie/chto-takoe-logonevroz.html

Ссылка на основную публикацию