Дисмнезии: какие нарушения памяти к ним относят, причины их возникновения и особенности, меры профилактики

Нарушения памяти являются одними из наиболее распространённых расстройств, значительно ухудшающих качество жизни человека.

Выделяют два основных их вида – количественные нарушения, которые проявляются в выпадении, ослаблении или усилении следов памяти, и нарушения качественные (парамнезия), выражающиеся в появлении ложных воспоминаний, в смешении реальности, прошлого, настоящего и воображаемого.

Виды

Проявляется этот симптом в виде следующих заболеваний:

  1. Амнезия, которая может иметь различные формы, но в общем характеризуется выпадением памяти на различные промежутки времени, утратой различных сведений или навыков.
  2. Гипомнезия — характеризуется прежде всего ослаблением способности воспроизведить и запоминать различные справочные данныее – имена, цифры, термины и названия, т.е. функции памяти поражаются неравномерно.
  3. Гипермнезия – напротив, патологическое обострение памяти. Часто встречается при маниакальных состояниях и начальных стадиях алкогольного и наркотического опьянения.
  4. Парамнезии – это качественные нарушения, их довольно трудно чётко классифицировать, так как симптоматика довольно сложна. При данных заболеваниях впервые виденное, испытанное или рассказанное воспринимается человеком как нечто знакомое, происходившее с ним до этого прежде. Иллюзия узнавания также относится к данным нарушениям.

Причины

Причин ухудшения памяти на самом деле чрезвычайно много. Это астенический синдром – тревожное и депрессивное состояние, алкоголизм, деменции, хронические заболевания, интоксикации, недостаток микроэлементов, черепно-мозговые травмы, а также возрастные изменения. Ниже рассмотрим причины, по которым у различных возрастных групп пациентов могут возникать подобные расстройства.

У детей

Дисмнезии: какие нарушения памяти к ним относят, причины их возникновения и особенности, меры профилактики

Основные причины, вызывающие нарушения у детей – врождённая умственная отсталость и приобретённые состояния, выражающиеся в гипомнезии – ухудшении процесса запоминания и воспроизведения информации, или амнезии – выпадении из памяти отдельных эпизодов.

Амнезия у детей может являться последствием перенесённой травмы, психического заболевания, коматозного состояния или отравления, например, алкогольного.

Однако частичные нарушения памяти у детей наиболее часто встречаются вследствие комплексного воздействия нескольких факторов, таких как неблагоприятный психологический климат в детском коллективе или в семье, астенические состояния (в том числе из-за частых ОРВИ), а также гиповитаминоз.

У взрослых

Причин, по которым могут произойти нарушения памяти у взрослых людей, пожалуй, больше всего. Это и воздействие стрессовых ситуаций на месте работы и дома, и наличие всевозможных заболеваний нервной системы, таких как болезнь Паркинсона или энцефалит. Конечно, к подобным нарушениям приводит алкоголизм и наркомания, психические заболевания – депрессия, шизофрения, неврозы.

Важным фактором, способным сильно повлиять на способность запоминать являются и соматические заболевания, в ходе которых происходит повреждение сосудов головного мозга и, как следствие, нарушение мозгового кровообращения.

Это диабет, гипертония, атеросклероз, патология щитовидной железы.

У пожилых людей

Дисмнезии: какие нарушения памяти к ним относят, причины их возникновения и особенности, меры профилактики

У пожилых людей практически все нарушения памяти связаны также с ухудшением мозгового кровообращения вследствие возрастных изменений в сосудах. С возрастом и в нервных клетках видоизменяется нормальный обменный процесс. Отдельная причина нарушений памяти у пожилых – это болезнь Альцгеймера.

Как правило, при естественном процессе старения снижение памяти происходит довольно медленно. Сначала становится сложнее вспомнить события, произошедшие только что. У больных в этот период может возникнуть страх, депрессия, неуверенность в себе.

Так или иначе на ухудшение памяти жалуются 50-75% людей в пожилом возрасте.

Однако, как уже было отмечено, в большинстве случаев этот процесс протекает медленно и к серьёзным проблемам или значительному ухудшению качества жизни не приводит.

Однако процесс может принимать и тяжёлые формы, когда память начинает стремительно ухудшаться. Если в этом случае не прибегать к лечению, то, как правило, у больного развивается старческая деменция.

Дисмнезии: какие нарушения памяти к ним относят, причины их возникновения и особенности, меры профилактикиУзнайте о том, что делать, если Вы заподозрили болезнь Альцгеймера. Тревожные признаки и факторы развития заболевания.

Причиной плохой памяти может оказаться и ишемия головного мозга. Об этом читайте здесь.

Диагностика

Чтобы определить, имеются ли у человека проблемы, были разработаны различные методики диагностики. Хотя необходимо понимать, что все методы являются усреднёнными, так как люди сильно отличаются индивидуальными особенностями, и что такое «нормальная» память, определить довольно трудно. Тем не менее, ниже приведём несколько методик проверки состояния памяти.

Диагностика зрительной и слуховой памяти

Дисмнезии: какие нарушения памяти к ним относят, причины их возникновения и особенности, меры профилактики

Для осуществления диагностики используют карточки, на которых изображены различные предметы. Всего потребуется 60 карточек, которые будут использоваться двумя сериями – по 30 в каждой.

Каждая карточка из стопки последовательно показывается пациенту с интервалом в 2 секунды.

После показа всех 30 карточек необходимо сделать перерыв в 10 секунд, после чего пациент повторят изображения, которые ему удалось запомнить.

Причём последние допускается называть и в хаотичном порядке, то есть последовательность не важна. После проверки результата определяется процент правильных ответов.

На тех же условиях пациенту показывают и вторую стопку из 30 карточек. Если результаты будут различаться сильно, то это будет свидетельствовать о неудовлетворительной концентрации внимания и нестабильной мнестической функции. Если в ходе теста взрослый человек правильно называет 18-20 картинок, то его считают стопроцентно здоровым.

Аналогичным образом проверяется и слуховая память пациента, только изображения на карточках ему не показывают, а вслух произносят. Повторная серия слов произносится в другой день. Стопроцентный результат – верное указание 20-22 слов.

Метод запоминания

Обследуемому зачитывается десяток двусложных слов, смысловую связь между которыми установить нельзя.

Врачом эта последовательность повторяется от двух до четырёх раз, после чего обследуемый сам называет слова, которые сможет вспомнить. Повторно пациенту предлагается назвать те же слова уже через полчаса.

Правильные и несовпадающие ответы записываются, после чего делается вывод об уровне внимания пациента.

Существует и метод запоминания искусственных слов (например, роланд, сига и т.д.), не несущих никакой смысловой нагрузки. Пациенту зачитывается 10 таких несложных звукосочетаний, после чего обследуемый повторяет те слова, которые ему удалось запомнить. Здоровый пациент сможет воспроизвести все без исключения слова после 5-7 их повторений врачом.

Профилактика

Дисмнезии: какие нарушения памяти к ним относят, причины их возникновения и особенности, меры профилактики

Лучшая профилактика снижения способности запоминать – это здоровый образ жизни. Также необходимо своевременно и в строгом соответствии с врачебными рекомендациями лечить соматические заболевания – диабет, гипертонию и т.д. Важно для профилактики и соблюдение нормального режима работы и отдыха, достаточная продолжительность сна — не менее 7 часов.

Не нужно чрезмерно увлекаться всевозможными диетами. Нужно понимать, что около 20% энергии, получаемой организмом с пищей, идёт как раз на обеспечение потребностей мозга. Поэтому рацион питания нужно подбирать сбалансированный.

Приоритет следует отдавать продуктам, изготовленным из цельнозерновых злаков, овощей, жирной рыбы и т.д.

Необходимо также помнить, что крайне негативное влияние на нервную систему и, соответственно, на риск возникновения нарушений памяти оказывает и водный баланс организма. Нельзя допускать обезвоживания, для этого в день необходимо употреблять 2 литра жидкости.

Главное, помните, что нормальное позитивное общение с друзьями и родственниками, рабочая деятельность, пусть и минимальная, сохранение социальной активности – это и есть залог поддержания мозга в здоровом состоянии до старости.

Рассказ врача о рассматриваемой проблеме в следующем видеоматериале:

Источник: http://www.neuroplus.ru/bolezni/simptomy-i-sindromy/narusheniya-pamyati.html

Причины, симптомы и лечение дисмнезии

Память – это одна из важнейших психических функций человека, необходимая для накапливания, воспроизведение и использование в повседневной деятельности получаемой информации. Снижение памяти или дисмнезия может возникнуть при самых различных обстоятельствах.

Чаще расстройство встречается у пожилых людей вследствие возрастных изменений и заболеваний, но также проявляется и в молодом возрасте обычно в совокупности с ухудшением концентрации внимания.

Так как подобное состояние существенно ухудшает качество жизни и препятствует нормальной адаптации человека в социуме, заметив признаки расстройства памяти необходимо обратиться к врачу, чтобы тот установил точную причину нарушений и назначил соответствующее лечение.

Провоцирующие факторы

Дисмнезии: какие нарушения памяти к ним относят, причины их возникновения и особенности, меры профилактики

  • возрастные изменения;
  • поражение головного мозга и ухудшение кровообращения в нем вследствие инсультов, черепно-мозговых травм, онкологических заболеваний, атеросклероза;
  • болезнь Альцгеймера;
  • бактериальное и вирусное поражение головного мозга (менингит, энцефалит);
  • заболевания других органов человеческого организма;
  • неадекватный прием седативных лекарственных препаратов, наркотическая зависимость;
  • нездоровый образ в жизни в целом при никотиновой и алкогольной зависимости, нездоровом питании, отсутствии физических нагрузок;
  • психологические причины, связанные со стрессом, недосыпанием, умственным переутомлением;
  • гормональный дисбаланс;
  • сахарный диабет, патологии щитовидной железы.

Не следует путать функциональное снижение памяти с элементарной забывчивостью, которая может быть свойственна многим абсолютно здоровым людям. Препараты для лечения дисмнезий должны назначаться врачом на основании причины, приведшей к расстройству памяти.

Человек обладает различными формами памяти и за каждую из них отвечает определенный отдел головного мозга.

Так, к примеру, височные доли ответственны за слуховое и речевое восприятие, левое полушарие – за предметное и буквенное, правое – за цветовое, затылочно-теменные области – за пространственное и зрительное и т.

д. Соответственно, при поражении конкретного отдела мозга может пострадать тот или иной вид памяти.

Признаки

Дисмнезии: какие нарушения памяти к ним относят, причины их возникновения и особенности, меры профилактики

У пожилых людей резкое ухудшение памяти, сопровождающееся выпадением целых временных отрезков, также не относится к вариантам нормы. И хотя с возрастом способность к запоминанию и воспроизведению информации может снизиться, резкая прогрессирующая дисмнезия может указывать на начало болезни Альцгеймера, которая обычно имеет и другие характерные симптомы. Стоит отметить, что современные фармакологические препараты могут поддержать способность головного мозга запоминать информацию и воспроизводить ее, но само заболевание, к сожалению, пока остается неизлечимым.

Диагностика

Чтобы выявить причину ухудшения памяти и внимания необходимо обратиться к врачу, который соберет подробный анамнез и индивидуально назначит необходимые исследования:

  • магнитно-резонансную и компьютерную томографию головного мозга;
  • исследование сосудов головного мозга;
  • ультразвуковое исследование внутренних органов;
  • гормональное и биохимическое исследование крови;
  • электрокардиограмму;
  • исследование функции памяти с помощью специальных тестов и методик, позволяющих выявить признаки ее ухудшения и т.д.

Терапия

Лечение должно начинаться с выявления и устранение фактора, способствующего снижению памяти. Любые терапевтические методы и лекарственные препараты должны назначаться исключительно лечащим врачом.

Помимо медикаментозной коррекции дисмнезия лечится при помощи физиотерапии, в частности электрофореза или введения глютаминовой кислоты. Также лечение проводится с помощью специально разработанных психолого-педагогических методик.

Специалист проводит работу с пациентом, в ходе которой он учится заново запоминать поступающую информацию, используя непораженные области головного мозга, также может использоваться метод, при котором больной мысленно воспроизводит образы услышанных фраз, запоминая их.

Подобная методика, направленная на улучшение памяти и внимания требует полной отдачи от пациента, но доведя процесс до автоматизма, можно заметить значительные улучшения.

Медикаментозная коррекция

Дисмнезии: какие нарушения памяти к ним относят, причины их возникновения и особенности, меры профилактики

Также в ходе медикаментозной коррекции могут назначаться препараты-субстраты энергетического обмена, обеспечивающие нервные клетки необходимой им энергией и некоторые лекарства растительного происхождения, косвенно стимулирующих метаболизм нервных клеток.

Читайте также:  Логопед при заикании ребенка (дошкольника, школьника) и взрослого: в чем заключается логопедическая коррекция, как проходят занятия, этапы работы

Упражнения

В дополнение к медикаментозному и физиотерапевтическому лечению специалисты рекомендуют выполнять специальный комплекс упражнений для тренировки памяти и внимания.

Это могут быть любые настольные игры, будь то шахматы или шашки, заучивание наизусть стихов и отрывков из различной прозы, разгадывание сканвордов, кроссвордов, ребусов, изучение иностранных языков, чтение статей и познавательной литературы на ранее не интересующие темы и т.д.

Также в качестве тренировки можно пытаться выполнить привычные повседневные действия с закрытыми глазами.

Также существует специальная методика, называемая мнемотехникой, направленная на облегчение запоминания  необходимой информации методом формирования ассоциативных связей. Абстрактные понятия заменяются теми представлениями, которые можно визуализировать или представить кинетическим или аудиальным путем.

Народные средства

Так как снижение памяти часто становится следствием нарушения кровообращения в головном мозге, улучшить состояние сосудов могут помочь не только фармакологические препараты, но и некоторые народные средства, применять которые следует также после консультации с лечащим врачом.

Так помочь в восстановлении памяти может прием настоя семян люцерны. Для приготовления которого чайную ложку сырья заливают 100 мл теплой воды и пьют за тридцать минут до приема пищи трижды в день в течение нескольких месяцев. Также улучшить гемодинамику головного мозга поможет настой из боярышника и листьев барвинка.

Чайную ложку барвинка смешивают с половиной литра воды и доводят до кипения на медленном огне, после чего добавляют столовую ложку боярышника и настаивают несколько часов. Народные врачеватели советуют употреблять снадобье по половине стакана примерно за час до приема пищи.

Народное лечение рекомендуется проводить в качестве дополнения к основной терапии.

Дисмнезии: какие нарушения памяти к ним относят, причины их возникновения и особенности, меры профилактики

Меры профилактики

Даже у пожилых людей дисмнезия может быть значительно отсрочена при следовании определенным рекомендациям по профилактике снижения памяти.

 Во-первых, следует уделить внимание здоровому питанию и регулярным физическим нагрузкам. Во-вторых, необходимо отказаться от вредных привычек и не употреблять никаких лекарственных препаратов без назначения врача.

В-третьих, можно проводить регулярную тренировку памяти с помощью вышеописанных упражнений.

Самое главное, что поможет избежать серьезного ухудшения памяти, это регулярные профилактические обследования. В ходе таких осмотров врач может выявить ранние проявления заболеваний, приводящих к расстройству памяти и внимания и назначить своевременный терапевтический курс.

Источник: https://ODepressii.ru/narusheniya/pamyati/dismnezija.html

Причины, разновидности и лечение ухудшения памяти

Дисмнезии: какие нарушения памяти к ним относят, причины их возникновения и особенности, меры профилактики

Проблемы с памятью

19.12.2017

4.7 тыс.

3.1 тыс.

9 мин.

https://www.youtube.com/watch?v=wSYBhEGnUhs

Память — это функция центральной нервной системы, обеспечивающая хранение и использование приобретенных знаний. Этот комплекс сложных процессов объединен под общим термином «мнестическая деятельность».

Она нарушается по многим причинам: от усталости и переутомления до серьезных заболеваний. Оставлять без внимания нарушения памяти не следует, поскольку они могут свидетельствовать об органическом поражении головного мозга.

К нарушению памяти может приводить множество причин.

Причем у пациентов различных возрастных групп снижение этой функции вызывается собственными факторами.

К нарушениям памяти в детском и юношеском возрасте приводят следующие факторы:

  • Гиповитаминоз.
  • Анемия.
  • Астенический синдром. Частая заболеваемость вирусными инфекциями.
  • Травмы центральной нервной системы.
  • Стрессовые ситуации (в том числе неблагополучная семья, деспотизм родителей, проблема в коллективе, который посещает ребенок или подросток). Частным случаем стресса является адаптация к началу учебы в школе у детей 6-7 лет, переходу из младшего в среднее звено в 10-11 лет.
  • Нарушение зрения.
  • Опухолевые процессы, поражающие головной мозг.
  • Расстройства психики.
  • Интоксикация, в том числе в результате употребления алкоголя или наркотических средств.
  • Врожденная патология, характеризующаяся умственной отсталостью (например, синдром Дауна).
  • Применение некоторых лекарственных средств, влияющих на метаболические процессы.

Грубые, непроходящие, не поддающиеся коррекции нарушения памяти детскому возрасту несвойственны. Патологии, спровоцированные врожденными особенностями и аномалиями, требуют лечения.

Память детей и подростков имеет свои черты, которые иногда могут быть приняты за нарушения:

  • ребенок быстрее забывает стрессовые ситуации;
  • амнезия у детей проявляется выпадением из памяти отдельных эпизодов, имевших место в период помрачения сознания, связанного с неприятными событиями (интоксикацией, коматозным состоянием, тяжелой травмой);
  • при алкоголизации полимпсест отмечается еще до формирования зависимости, на первых этапах;
  • ретроградная амнезия обычно затрагивает минимальный промежуток времени до стрессирующей ситуации и имеет меньшую выраженность, чем у взрослых; в ряде случаев у детей она может остаться незамеченной.

Для нарушений памяти в раннем и подростковом возрасте характерен тип дисмнезии. Выраженные расстройства подобного вида способны негативно сказываться на школьной успеваемости и адаптации в коллективе.

У малышей, посещающих детский сад, эти расстройства проявляются в трудностях запоминания стихов и песен, в результате чего они реже участвуют в праздниках и утренниках.

В случае выраженного нарушения ребенок, несмотря на ежедневное посещение учреждения, не может отыскать свой шкафчик, с трудом находит свои вещи среди других, забывает имена окружающих, не может рассказать о событиях прошедшего дня.

У взрослых людей причинами нарушения функции памяти, а также возникновения рассеянности и потери способности к длительной концентрации внимания чаще являются патологические состояния, приобретенные в процессе жизни:

  • Стрессовые ситуации, особенно часто повторяющиеся или продолжительные.
  • Хроническая усталость, как физическая, так и психологическая.
  • Острое нарушение мозгового кровообращения (у пациентов старше 40 лет они встречаются чаще, чем у молодых людей).
  • Атеросклеротическое поражение сосудистого русла.
  • Артериальная гипертензия (в отдельных случаях встречается и в молодом возрасте).
  • Дисциркуляторная энцефалопатия.
  • Остеохондроз шейного отдела позвоночника и связанный с этой патологией вертебробазилярные синдром и недостаточность.
  • Черепно-мозговые травмы.
  • Расстройства метаболизма (например, при сахарном диабете, нарушении гормональной сферы, при патологии деятельности эндокринных желез).
  • Опухоли центральной нервной системы.
  • Болезнь Альцгеймера и другие дегенеративные заболевания (более характерно для пожилых пациентов).
  • Психические расстройства (в частности, депрессивное состояние, эпилепсия, шизофрения и другие).

Снижение способности к концентрации внимания негативно сказывается на процессе запоминания информации. Расстройство может проявляться в виде следующих нарушений:

Расстройство внимания Описание
Неустойчивость внимания Человек при этом нарушении постоянно отвлекается, переключается с одного объекта на другой. Неустойчивость внимания характерна для синдрома расторможенности у детей, гипоманиакальных состояний, гебефрении
Ригидность Характерно замедленное переключение между темами или объектами внимания. Этот симптом встречается при эпилепсии и других психических заболеваниях. Пациент вязнет на одной теме, что затрудняет ведение диалога
Недостаточность концентрации внимания Такие люди выглядят очень рассеянными.Это расстройство нередко принимают за особенность характера или темперамента

Способность к концентрации внимания снижают все соматические заболевания, проявляющиеся симптомами, вызывающими болезненность или дискомфорт.

Специалисты выделяют следующие разновидности расстройств:

  • дисмнезии — изменения, касающиеся непосредственно функции памяти;
  • парамнезии — искажения имеющихся воспоминаний вследствие влияния на них фантазий пациента.

Существуют следующие разновидности этого патологического состояния:

  • гипермнезия;
  • гипомнезия;
  • амнезия.

Это состояние характеризуется способностью человека быстро запоминать и воспринимать информацию, а также воспроизводить сведения, отложенные много лет назад.

https://www.youtube.com/watch?v=Zlcwo5OKCqk

Нередко пациенты рассказывают, что определенные события без причины всплывают в памяти («накатывают воспоминания»), возвращают в прошлое.

В большинстве случаев люди говорят, что не знают, почему эта информация хранится в голове и вспомнилась именно сейчас.

Например, пожилой человек в деталях описывает отдельные уроки в школе (вплоть до одежды учителя и одноклассников), восстанавливает другие подробности, касающиеся его юности, профессиональной деятельности или событий в семье.

Сама по себе гипермнезия на фоне отсутствия других клинических проявлений заболеванием не считается. Люди, у которых регистрируется этот феномен, способны запоминать и воспроизводить большие объемы информации (числа, наборы слов, не связанных смыслом между собой, перечни предметов, нотные записи).

Но гипермнезия может являться симптомом патологических состояний:

  • пароксизмальных психических расстройств (в частности в структуре эпилепсии);
  • интоксикации психотропными веществами (как фармакологических средств, так и наркотических препаратов);
  • гипоманиакальных состояний; у пациентов отмечаются приливы энергии с повышением жизненной активности и трудоспособности (нередко сопровождаются приступами гипермнезии, сочетается с эмоциональной неустойчивостью, тревожностью, невозможностью сосредоточить внимание).

Обычно это состояние описывают выражением «плохая память». Забывчивость и рассеянность являются частью клинической картины астенического синдрома.

Для этого нарушения характерны следующие признаки:

  • Выраженная утомляемость.
  • Повышенная нервозность.
  • Плохое настроение и раздражительность, в том числе немотивированные.
  • Головные боли.
  • Метеозависимость.
  • Нарушение сна в виде дневной усталости и бессонницы в ночное время.
  • Перепады артериального давления.
  • Нарушение сердечного ритма.
  • Вегетативные патологии (в том числе приливы в предменопаузном и менопаузальном периодах у женщин).
  • Физическая слабость, хроническая усталость.

Астенический синдром встречается в структуре следующих патологических состояний, при которых отмечается ухудшение памяти:

  • Артериальная гипертензия.
  • Восстановительный период после черепно-мозговой травмы.
  • Атеросклеротическое поражение церебральных сосудов.
  • Начальная стадия шизофрении.
  • Восстановительный период после операций.
  • Тяжелые интоксикации.
  • Соматические заболевания.
  • Прием некоторых лекарственных препаратов.
  • Органические поражения головного мозга (острое нарушение кровообращения, опухолевые процессы).
  • Климактерический синдром с расстройствами адаптации.
  • Депрессивные состояния.

Проблемы с памятью при этих заболеваниях сопровождаются характерной для них симптоматикой.

При амнезии у пациента не ухудшается вся память целиком, а наблюдается исчезновение ее фрагментов — пропадают определенные периоды времени, события, имена, лица.

Специалисты выделяют следующие разновидности:

Разновидности амнезии Описание
Диссоциативная амнезия Из памяти исчезают события, связанные с психологической травмой. Механизм явления обусловлен защитной реакцией организма, которая вызвана сильным стрессом. В результате мозг старается избавиться от травмирующей ситуации, которую человеку трудно пережить. Такие события можно восстановить только при помощи специальных методов (гипноз)
Ретроградная амнезия Чаще возникает в результате черепно-мозговой травмы. Пациент в этом случае забывает, что было перед ней: приходит в себя, но не помнит, кто он, что с ним случилось
Антероградная амнезия «Провал в памяти» в этом случае касается событий, произошедших после травмы. Все, что было раньше, человек помнит хорошо
Фиксационная амнезия Этим термином называются нарушения краткосрочной памяти. Человек слабо запоминает текущие события. В таких случаях говорят «короткая память»
Тотальная амнезия При этом расстройстве пациент забывает все события, в том числе информацию, касающуюся его личности
Прогрессирующая амнезия Это нарушение характеризуется исчезновением из памяти событий, начиная с настоящих, затем недавних, а в дальнейшем — и прошлых. Причиной возникновения патологии являются атрофические процессы головного мозга, встречающиеся при дегенеративных заболеваниях центральной нервной системы, таких как болезнь Альцгеймера или болезнь Пика. Тотальная амнезия имеет место и при сосудистой деменции. Пациенты с этим нарушением забывают названия предметов, которыми пользуются постоянно, или просто не узнают вещь

Парамнезии — это нарушения, заключающиеся в искажении воспоминаний и добавлении к ним посторонней информации. Специалисты выделяют следующие разновидности:

Читайте также:  Мигрень при беременности на ранних и поздних сроках: как лечить, чем снять боль, как избавиться без лекарств?
Разновидность расстройства Описание
Конфабуляция Фрагменты собственной памяти пропадают. Их место занимают истории и события, придуманные самим пациентом. Пересказывая эти ложные воспоминания, человек верит в то, о чем говорит. Сюжетом конфабуляций могут быть различные события: подвиги, достижения, преступления
Псевдореминисценция Исчезнувшие из памяти воспоминания заменяются событиями, которые действительно имелись в биографии пациента, но в другое время и при иных обстоятельствах (синдром Корсакова)
Криптомнезия Криптомнезия характеризуется тем, что пациент выдает за собственное воспоминание и пережитое им самим событие услышанное из других источников (фильмов, документальных историй, рассказов людей). Нарушение характерно для органических расстройств, при которых встречаются бредовые симптомы
Эхомнезия Человеку кажется, что это событие с ним уже происходило, или он видел его во сне. Аналогичные ситуации случаются и у здоровых людей, но они быстро забывают об этом, в то время как при патологической эхомнезии больной придает им особую значимость, зацикливается на них
Полимпсест В клинике парамнезии различают два варианта этого нарушения:

  1. 1. Кратковременные провалы в памяти, вызванные патологическим алкогольным опьянением (эпизоды минувшего дня путаются между собой и с давно прошедшими событиями).
  2. 2. Совмещение 2 ситуаций одного периода времени — в результате пациент сам не знает, что было в реальности

Зачастую обратиться к врачу в связи с нарушениями памяти, которые следует лечить, пациенту советуют родственники, ближайшее окружение. В этом случае специалист проводит обследование, уточняя:

  • Какими заболеваниями страдает пациент. В процессе сбора анамнеза в ряде случаев удается выявить связь между имеющимися или перенесенными ранее болезнями и ухудшением интеллектуальных способностей, в том числе проблемами с памятью.
  • Наличие или отсутствие патологии, являющейся непосредственной причиной: деменции, цереброваскулярной недостаточности, черепно-мозговых травм, хронического алкоголизма, наркотических интоксикаций, способствующих нарушениям в мнестической сфере.
  • Какие медикаменты принимает пациент в этот период времени. К подобным расстройствам могут приводить производные бензодиазепина. Если нарушения памяти спровоцированы медикаментозно, они имеют обратимый характер.

Диагностике помогают следующие исследования:

Диагностическая методика Выявляемые нарушения, способствующие расстройствам памяти
Биохимический анализ крови Нарушение нормального метаболизма, дефицит микроэлементов и витаминов, сбой гормонального обмена
Методы нейровизуализации (компьютерная, магнитно-резонансная томографии) Новообразования головного мозга, гидроцефалия, сосудистые поражения, нарушения дегенеративного характера. При ряде заболеваний расстройство памяти долго остается единственным симптомом, поэтому методы нейровизуализации должны применяться в обязательном порядке, поскольку помогут выявить серьезную патологию
ЭЭГ (электроэнцефалография) Патологическая биоэлектрическая активность нервных клеток, судорожная готовность. Выявление подобных нарушений помогает диагностировать эпилепсию

Особую сложность при диагностике представляют депрессивные состояния, сопровождающиеся апатическим синдромом. Иногда приходится назначать пробное депрессивное лечение.

https://www.youtube.com/watch?v=JBnE-_Jewxs

В случае нарушения памяти в результате естественного процесса старения наряду с медикаментозной терапией пожилым людям рекомендуется научиться напоминать себе о текущих делах. Эффективно выполнение специальных упражнений, например, запоминание последовательности чисел, не связанных между собой по смыслу слов, предметов.

Фармакотерапия основывается на применении препаратов, имеющих ноотропный эффект, и средств, способных улучшить кровоснабжение головного мозга. Медикаменты из этих групп применяются не только у пациентов, страдающих возрастными проблемами, но и в педиатрической практике.

Пить такие средства следует курсами, продолжительность и частота которых определяется лечащим врачом в индивидуальном порядке.

При назначении ноотропных и вазоактивных препаратов необходимо учитывать возрастные ограничения, противопоказания и их способность к взаимодействию с другими медикаментами, которые уже принимает пациент (особенно это актуально для пожилых людей, имеющих сопутствующие соматические патологии).

Коррекция нарушения памяти и расстройства внимания у детей и подростков, помимо фармакотерапии, подразумевает занятия с психологом, развивающие и укрепляющие упражнения. В раннем и юношеском возрасте состояние намного легче поддается коррекции при помощи таких тренировок.

Если нарушение памяти является симптомом другого заболевания, усилия направлены на лечение основной патологии. Когда в качестве причины выступают дегенеративные болезни, онкологические процессы и психические расстройства, терапия должна осуществляться в индивидуальном порядке.

Источник: https://neurofob.com/mental-behavioural/memory/ploxaya-pamyat.html

12. Нарушения памяти, их основные виды. Расстройства, при которых наблюдаются нарушения памяти

  • Память
    — это процесс накопления информации,
    сохранения и своевременного воспроизведения
    накопленного опыта.
  • Механизмы
    памяти к настоящему времени изучены
    недостаточно, но накоплено много фактов,
    свидетельствующих о существовании
    кратковременной памяти, основанной на
    быстро образующихся временных связях;
    и долговременной памяти, представляющей
    собой прочные связи
  • Расстройства
    памяти

    условно можно разделить на количественные
    (дисмнезии) и качественные (парамнезии)
    нарушения, которые в особом сочетании
    составляют
    корсаковский амнестический синдром.
  • К
    дисмнезиям относятся гипермнезия,
    гипомнезия и различные варианты амнезий.

Гипермнезия
— непроизвольная, несколько беспорядочная
актуализация прошлого опыта. Наплыв
воспоминаний о случайных, малосущественных
событиях не улучшает продуктивности
мышления, а лишь отвлекает больного,
мешает ему усваивать новую информацию.

Гипомнезия
— общее ослабление памяти. При этом,
как правило, страдают все ее составляющие.
Больной с трудом запоминает новые имена,
даты, забывает детали происходивших
событий, не может без специального
напоминания воспроизвести сведения,
хранящиеся глубоко в памяти.

Наиболее
частая причина гипомнезии — широкий
круг органических (особенно сосудистых)
заболеваний мозга, в первую очередь
атеросклероз.

Однако гипомнезия бывает
обусловлена и преходящими функциональными
расстройствами психики, например
состоянием утомления (астенический
синдром).

Под
термином амнезия объединяют ряд
расстройств, характеризующихся потерей
(выпадением) участков памяти. При
органических поражениях мозга это чаше
всего утрата некоторых временных
промежутков.

Ретроградная
амнезия
— утрата воспоминаний о событиях,
произошедших до возникновения заболевания
(чаще всего острой мозговой катастрофы
с выключением сознания). В большинстве
случаев из памяти выпадает короткий
промежуток времени, непосредственно
предшествовавший травме или потере
сознания.

Истерическая
амнезия
в отличие от органических заболеваний
полностью обратима. Утраченные при
истерии воспоминания можно легко
восстановить в состоянии гипноза или
лекарственного растормаживания.

Конградная
амнезия
— это амнезия периода выключения со
знания. Объясняется не столько
расстройством функции памяти как
таковой, сколько невозможностью
воспринять какую-либо информацию,
например, во время комы или сопора.

Антероградная
амнезия
— выпадение из памяти событий,
происходивших после завершения острейших
проявлений заболевания (после
восстановления сознания).

При этом
больной производит впечатление человека,
вполне доступного контакту, отвечает
на поставленные вопросы, однако позже
даже фрагментарно не может воспроизвести
картину происходившего накануне.

Причиной антероградной амнезии бывает
расстройство сознания (сумеречное
помрачение сознания, особое состояние
сознания). При корсаковском синдроме
антероградная амнезия выступает как
следствие

стойкой
утраты способности фиксировать события
в памяти (фиксационной амнезии).

Фиксационная
амнезия
— резкое снижение или полная утрата
способности длительно сохранять вновь
полученные сведения в памяти. Страдающие
фиксационной амнезией не могут запомнить
ничего из только что услышанного,
увиденного и прочитанного, однако хорошо
помнят события, произошедшие до начала
заболевания, не утрачивают профессиональных
навыков.

Фиксационная амнезия может
представлять собой чрезвычайно грубый
вариант гипомнезии на конечных стадиях
течения хронических сосудистых поражений
мозга (атеросклеротическое слабоумие).
Она также является важнейшей составной
частью корсаковского синдрома.

В этом
случае она возникает остро в результате
внезапных мозговых катастроф (интоксикаций,
травм, асфиксии, инсульта и пр.).

Прогрессирующая
амнезия
— последовательное выпадение из памяти
все более глубоких слоев в результате
прогрессирующего органического
заболевания. Описана очередность, с
которой разрушаются запасы памяти при
прогрессирующих процессах.

По
закону Рибо сначала снижается способность
к запоминанию (гипомнезия), затем
забываются недавние события, позже
нарушается воспроизведение давно
произошедших событий. Это ведет к утрате
организованных (научных, абстрактных)
знаний.

В последнюю очередь утрачиваются
эмоциональные впечатления и практические
автоматизированные навыки. По мере
разрушения поверхностных слоев памяти
у больных нередко наблюдается оживление
детских и юношеских воспоминаний.

Прогрессирующая амнезия — проявление
широкого круга хронических органических
прогрессирующих заболеваний: безинсулиного
течения атеросклероза сосудов головного

мозга,
болезни Альцгеймера, болезни Пика,
сенильной деменции.

Парамнезии
— это искажение или извращение содержания
воспоминаний. Примерами парамнезий
являются псевдореминисценции,
конфабуляции, криптомнезии, эхомнезии.

Псевдореминисценциями
называют замещение утраченных промежутков
памяти событиями, происходившими в
действительности, но в другое время.
Псевдореминисценции отражают еще одну
закономерность разрушения памяти: в
ней дольше сохраняется содержание
пережитого («память содержания»), чем
временные взаимоотношения событий
(«память времени»).

Конфабуляции
— это замещение провалов памяти
вымышленными, никогда не происходившими
событиями. Появление конфабуляции может
свидетельствовать о нарушении критики
и осмысления ситуации, поскольку больные
не только не помнят происходившего в
действительности, но и не понимают, что
описанные ими события и не могли
происходить.

Криптомнезии
— это искажение памяти, выражающееся
в том, что в качестве воспоминаний
больные присваивают сведения, полученные
от других лиц, из книг, события, произошедшие
во сне.

Реже наблюдается отчуждение
собственных воспоминаний, когда больной
считает, что он лично не участвовал в
событиях, хранящихся в его памяти. Таким
образом, криптомнезии — это утрата не
самой информации, а невозможность точно
установить ее источник.

Криптомнезии
могут быть проявлением как органических
психозов, так и бредовых синдромов
(парафренного и параноидного).

Эхомнезия
(редуплицирующая парамнезия Пика)
выражается в ощущении, будто нечто
подобное настоящему уже происходило в
прошлом. Это чувство не сопровождается
пароксизмально возникающим страхом и
феноменом «озарения», как deja vu.

Нет и
полной идентичности настоящего и
прошлого, а только ощущение сходства.
Иногда возникает уверенность, что
событие происходит уже не во второй, а
в третий (четвертый) раз.

Данный симптом
бывает проявлением различных органических
заболеваний мозга с преимущественным
поражением теменно-височной области.

Источник: https://studfile.net/preview/5871923/page:11/

Расстройство памяти и внимания

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Память — процесс накопления, удержания и воспроизведения информации.

Выделяются дисмнезии: гипермнезия, гипомнезия, амнезии, явления вытеснения и парамнезии: конфабуляции, псевдореминисценции, эхомнезии, палимпсесты. Внимание — направленность и степень сосредоточенности на объекте и деятельности.

К патологии внимания относятся неустойчивость, замедленность переключения, недостаточная концентрация, дефицит внимания.

История вопроса, норма и эволюция

Процесс памяти интересует всех в связи с интересом к способности к обучению и переобучению. Она состоит из явлений накопления, удержания и восприятия новой информации. Эти свойства памяти характерны для всей живой и неживой природы. Память аккумулирована в культуре в предметном мире, на носителях информации, в частности, книгах и компьютерах.

Единицей измерения памяти является один бит (8 бит=1 байт), который может содержать информацию 2-х видов: «да»(1) и «нет»(0). Персональные компьютеры начала 21 века содержат информацию, равную 20 Гбайт (1 Гбайт=2^30 байт). В биологическом смысле память делится на кратковременную и долговременную.

Долговременная память фиксирована в структуре ДНК, а кратковременная — в структуре РНК. Мозговая организация памяти связана с кругом Папеца. В круг Папеца входит активирующее воздействие ретикулярной формации, миндалин и септума на обратную связь между корой, гиппокампом, гипоталамусом и таламусом.

Читайте также:  Генерализованная эпилепсия: идиопатическая и вторичная форма синдрома, их симптомы, лечение эпилептических приступов

Соответственно, расстройства внимания в основном связаны с ретикулярной формацией, расстройства памяти — с корой, гиппокампом. Нейроналъный «след» в качестве морфологического субстрата представлен аксон-аксонными связями, а также связями между телами нейронов, число которых увеличивается в результате обучения.

Нейроморфологический и нейрофункциональный оттиск образа называют энграммой, она может образовываться экстремально в результате мгновенного запечатления (импринтинга). Это явление впервые открыто К. Lorenz, который отметил, что только что родившиеся гусята запечатлевают первый увиденный образ как родительский.

У млекопитающих быстрому запечатлению образа ребенка как родного способствует окситоцин, который вырабатывается в результате сжатия шейки матки в последнюю стадию родов. Выделяется сенсорная память, связанная с запечатлением визуальных, тактильных, ольфакторных и аудиальных образов.

Кратковременная память транслируется в долговременную, этому способствуют процессы повторения, эмоциональной значимости запоминаемого, а также позиции запоминаемого среди других явлений. Воспроизведению способствует такой психологический феномен, как трансфер, суть которого выражается в том, что воспроизводимое ассоциируется с аналогичным явлением или событием в прошлом.

Это означает, что разнообразие форм обучения в детстве способствует более свободному воспроизведению информации в зрелом и позднем возрасте.

В биологии также выделяются видовая память, которая существует благодаря передаче отдельных генокомплексов в ходе эволюции, а также генокультуральная память, выраженная мемами — единицами связи между генетическими структурами и результатами их культурального воплощения. Существует особая эйдетическая память, которая позволяет воспроизводить целостно воображаемые ранее образы. Бессознательная память содержит скрытую информацию, которая воспроизводится после преодоления сопротивления и других форм психологической защиты. Считается, что внимание зависит от интереса, навыков внимания и темперамента. Оно обладает устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью и объемом.

Среди расстройств памяти выделяются дисмнезии:

  • — гипермнезия характеризуется непроизвольным наплывом воспоминаний прошлого, повышенной способностью к запечатлению, продолжительным удержанием информации и легкостью ее воспроизведения. Гипермнезии характерны для некоторых пароксизмальных расстройств, интоксикаций психоактивными веществами, гипоманий. Как моносимптом они могут быть у психически здоровых личностей, в частности, такая гипермнезия была у С. Рихтера, который через много лет помнил, как выглядела машина, в которой его много лет назад везли на выступление, и как выглядели руки мальчика, листавшего ему партитуру на выступлении.
  • — гипомнезия — ослабление памяти с трудностями запоминания, удержания и воспроизведения. Характерно для астенических состояний, депрессии, органических расстройств;
  • — амнезии — выпадение фрагментов памяти. Выделяется диссоциативная амнезия, характеризующаяся забыванием эмоционально значимых травматических событий, является частным случаем экстремального вытеснения как естественного свойства памяти перемещать воспоминание о травматическом событии в бессознательное. Воспроизведение воспоминания в этом случае возможно в ходе психоаналитического процесса или в гипнозе. Ретроградная амнезия — выпадение памяти на события, предшествующие травме, чаще — черепно-мозговой травме. Антероградная амнезия — выпадение событий, происходящих после стресса или черепно-мозговой травмы. Фиксационная амнезия — забывание текущих событий, в том числе совпадающих с травмой, чаще всего — с событиями текущего дня. Прогрессирующая амнезия характеризуется последовательным разрушением памяти от настоящего к прошлому, при этом события далекого прошлого помнятся лучше, чем события настоящего или ближайшего прошлого. Закон утраты памяти от настоящего к прошлому обозначается законом Рибо. Таким образом происходит нарушение памяти при большинстве органических атрофических расстройств головного мозга, в частности болезни Альцгеймера и сосудистой деменции. Воспроизведение следов памяти может быть нарушено в результате расстройств речи, в этих случаях пациент не может назвать предмет, потому что не помнит, как он называется, но помнит, для чего он нужен (амнестическая афазия).

Скажите что это такое? Предъявляется ключ.

Это… не знаю, что-то не помню.

Но что им делают?

Делают так (поворачивает рукой) — закрывают или открывают.

А это что такое? Предъявляются часы.

Это… не знаю. Им знают время, кажется.

Кроме того, воспроизведение памяти может быть нарушено в результате нарушения узнавания предмета (сенсорная афазия) или нарушения опознавания предназначения (смысла) предметов или явлений (семантическая афазия).

Сенсорная и амнестическая афазии характерны для локальных очаговых органических поражений мозга, а семантическая — для шизофрении.

Однако существуют аналоги этих психопатологических феноменов в обычной жизни, например, мы можем пользоваться предметами, предназначенными их создателями для иных целей, отличных от тех, с которыми мы их употребляем.

Парамнезии — это процессы искажения воспоминаний, они включают в себя:

  • — конфабуляции — замещение участков выпавшей памяти фантазиями или фантастическими бредовыми построениями (конфабуляторный бред). В этих случаях пациент рассказывает о якобы совершенных им в прошлом подвигах, достижениях, богатстве или преступлениях.

Вы просите рассказать про события прошлого года. Хорошо. Меня наградили и дали много денег, я их спрятал. Еще вызывали в Кремль и президент сказал: Ну вот, хорошо, что ты, Николай, такой смелый и нас спас, — и поцеловал. Вот и все , что было в прошлом году. Деньги потом я выкопал и купил большой самолет и полетел опять в Москву получать золотую медаль;

  • — псевдореминисценции — замещение участков нарушенной памяти фрагментом из иного участка прошлого, которое реально происходило с пациентом. Указанное воспоминание напоминает путаницу дат. Сочетание фиксационной амнезии, ретро-, антероградной амнезии с конфабуляциями и псевдореминисценциями типично для синдрома Корсакова;
  • — криптомнезии — пациенты приписывают себе воспоминания и сведения, полученные от других лиц, из литературных источников. Иногда эти явления называют невольным плагиатом. Характерно для органических расстройств и бреда;
  • — эхомнезии — ощущение, что происходящее ранее происходило в прошлом, или виделось в сновидениях и далее повторяется. Обычно таким событиям придается сверхценное значение. Характерно для бреда и органических расстройств, в частности, для бредовой интерпретации прошлого;
  • — палимпсесты — существует двоякое описание указанного симптома. Как кратковременное выпадение памяти при алкогольном токсическом опьянении с сужением сознания и при патологическом аффекте. Другое определение палимпсеста связано с одновременным воспроизведение двух равнозначных воспоминаний, которые приходятся на один и тот же период времени, при этом пациент колеблется, которое из них является существенным и реальным. Отмечается при расстройствах множественной личности, но также наблюдается в ходе психоаналитического процесса.

Кажется, вчера со мной что-то случилось. Но что — точно не знаю. С одной стороны, вроде шел домой и пришел правильно, но почему-то потерял документы и был порван пиджак.

Припоминаю что-то, вроде собрались мы с друзьями, потом выпили и я собрался уходить и даже, кажется, ехал на автобусе. Нет, это было в другой раз и не вчера, вчера не мог я на автобусе ехать — там в деревне их нет.

Значит, это было не вчера, вчера дошел, видно, пешком.

Внимание — направленность и степень сосредоточенности на объекте и деятельности. К патологии внимания относится:

  • — неустойчивость внимания, которая характеризуется быстрым переключением фиксации внимания, отвлекаемостью, неспособностью долго сосредоточиться на каком-либо деле. Типична при синдромах расторможенности у детей, при гипоманиях и гебефрениях;
  • — замедленность переключения (ригидность), наиболее часто отмечается у органиков и больных эпилепсией. Пациент не может отвлечься от избранной темы, застревает, вновь и вновь возвращается к ней;
  • — недостаточная концентрация характерна для астенических состояний и утомления, минимальных расстройств сознания. Внимание носит «плавающий» характер, продолжительная фиксация отсутствует, что выражается в особенностях поведения (рассеянности).

К методикам изучения памяти и внимания относится методика запоминания 10 слов, оценка внимания по таблицам Шульте, корректурная проба и счет по Е. Kraepelin, методика Ньюнсбергера, а также пиктографические методы (смотри соответствующий раздел учебника).

Вас что-то беспокоит? Вы хотите узнать более детальную информацию о Расстройства памяти и внимания, ее причинах, симптомах, методах лечения и профилактики, ходе течения болезни и соблюдении диеты после нее? Или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Eurolab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь и поставят диагноз. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Eurolab открыта для Вас круглосуточно.

Как обратиться в клинику: Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.

Если Вами ранее были выполнены какие-либо исследования, обязательно возьмите их результаты на консультацию к врачу. Если исследования выполнены не были, мы сделаем все необходимое в нашей клинике или у наших коллег в других клиниках.

У Вас ? Необходимо очень тщательно подходить к состоянию Вашего здоровья в целом. Люди уделяют недостаточно внимания симптомам заболеваний и не осознают, что эти болезни могут быть жизненно опасными. Есть много болезней, которые по началу никак не проявляют себя в нашем организме, но в итоге оказывается, что, к сожалению, их уже лечить слишком поздно.

Каждое заболевание имеет свои определенные признаки, характерные внешние проявления – так называемые симптомы болезни. Определение симптомов – первый шаг в диагностике заболеваний в целом.

Для этого просто необходимо по несколько раз в год проходить обследование у врача, чтобы не только предотвратить страшную болезнь, но и поддерживать здоровый дух в теле и организме в целом.

Если Вы хотите задать вопрос врачу – воспользуйтесь разделом онлайн консультации, возможно Вы найдете там ответы на свои вопросы и прочитаете советы по уходу за собой.

Если Вас интересуют отзывы о клиниках и врачах – попробуйте найти нужную Вам информацию в разделе Вся медицина.

Также зарегистрируйтесь на медицинском портале Eurolab, чтобы быть постоянно в курсе последних новостей и обновлений информации на сайте, которые будут автоматически высылаться Вам на почту.

Источник: https://www.eurolab.ua/diseases/1820

Ссылка на основную публикацию