Как понять, что ребенок заикается: комплекс диагностических обследований при заикании у дошкольников, школьников и взрослых, логопедические и другие исследования

Еще в эпоху древних цивилизаций врачи выделяли некоторые речевые нарушения. Их причиной считали разные проблемы: отверстия в твердом нёбе, отек мозга и другие. Позже исследователи стали связывать заикание с психическими процессами.

Под данным видом нарушения понимают судороги мышц артикуляционного аппарата. Коррекция заикания занимает 3-4 года, вероятность рецидива сохраняется на всю жизнь.

Классификация заикания

Как понять, что ребенок заикается: комплекс диагностических обследований при заикании у дошкольников, школьников и взрослых, логопедические и другие исследования

Специалисты используют разные классификации. Популярнее всего та, что основывается на клинических признаках. Понимание ее особенностей позволяет правильно строить работу, подбирать методы воздействия.

Невротическая форма появляется из-за психологических факторов — испуга, стресса. Введение второго иностранного языка, когда родители используют то один, то другой, сбивает ребенка с толку, он нервничает, путается в звуках.

При данной форме не поражены мозговые структуры, нет тяжелого неврологического анамнеза (асфиксии, гипоксии, травм).

Нарушение сопровождается:

  • проблемами со сном;
  • отсутствием аппетита;
  • тревожностью;
  • быстрой сменой настроения.

Ребенок длительно разговаривает чисто, при очередном стрессе — появляется заикание. При постоянном дискомфорте болезнь станет хронической.

Неврозоподобная форма появляется на фоне тяжелых травм во время беременности, родов, первого года жизни. У ребенка имеется поражение головного мозга. Заикание остается на всю жизнь. Первые проблемы появляются в трехлетнем возрасте, постепенно прогрессируя.

Общие моменты коррекции

Как понять, что ребенок заикается: комплекс диагностических обследований при заикании у дошкольников, школьников и взрослых, логопедические и другие исследования

Каждый автор использует свои методы устранения заикания. Все они строятся на общих принципах:

  • индивидуальный подход;
  • групповая работа;
  • последовательность;
  • систематичность;
  • наглядность;
  • сознательность.

Обязательно проводится работа над интонационной стороной речи. Для этого используют специальные упражнения на развитие дыхания, модуляции голоса, управления средствами выразительности.

Некоторые авторы предлагали введение этапа монотонной речи, которая позволяла подготовить почву для дальнейшего развития. Она облегчала усвоение артикуляционных поз звуков.

Нет единого мнения о воспитании темпа речи у детей и взрослых, так как разные специалисты подходят по-своему к этому вопросу.

Цель коррекции — это выработка нового стереотипа речеобразования. Для этого используют технические средства. БОС (биологическая обратная связь) позволяет вырабатывать новые нервные связи в мозге. Ребенок получает возможность самостоятельно контролировать дыхание, голосообразование и т. д.

Для тренировки плавности выдоха, речи, силы голоса применяют программу «Видимая речь». Графические игры позволяют наглядно видеть результат действий, что делает обучение эффективным.

Возрастные особенности

В каждом возрасте есть особенности протекания нарушения. Заикание бывает у детей, взрослых. В 60% случаев устраняется дефект у дошкольников, улучшения отмечаются у 19%, ремиссия у 8%. Только у 13% изменения небольшие.

В подростковом возрасте улучшение дефекта наступает в 82% случаев, в 15% нарушение устраняется полностью, у 3% нет изменений. У взрослых людей исправления ситуации добиваются в 50,8% случаев, убирается дефект в 14,7%.

Лучшие результаты по устранению дефекта показаны на дошкольном возрасте. Чем раньше начнет оказываться помощь заикающемуся ребенку, тем больше шансов на излечение.

Для детей дошкольного возраста этапность работы следующая: игровые занятия по развитию речи, воспитание, после медицинские мероприятия. Для взрослых вначале психотерапия, медикаменты, потом педагогика.

Точка зрения на коррекцию разных авторов

Каждый возрастной период в жизни ребенка имеет особенности. Правильное использование этого времени делает коррекционную работу эффективной. Волкова Г. А. рекомендовала проводить занятия с дошкольниками в игровой форме. Такая деятельность позволяет создавать:

  • разные ситуации;
  • взаимоотношения с людьми;
  • сюжеты, отражающие реальный мир.

Использование главных и второстепенных ролей воспитывает у заикающихся необходимые для жизни черты личности. Проводится психологическая коррекция.

Как понять, что ребенок заикается: комплекс диагностических обследований при заикании у дошкольников, школьников и взрослых, логопедические и другие исследования

Чевелева Н. А. предлагала иной подход к проблеме. По ее мнению, воспитание и обучение необходимо проводить в ручной деятельности. С ее помощью развивалась контекстная и ситуативная речь. Логопед не признавала необходимость упражнений для нормализации темпа речи.

Она полагала, что в дошкольный и младший школьный период изготовление поделок способствует нормализации работы нервной системы. Методика была разбита на несколько этапов. На первом речь осуществлялась с опорой на наглядные предметы, после завершающая речь о выполненном действии, дальше процесс осуществлялся без опоры, и в завершение шло закрепление активной речи.

Пеллингер Е. Л. предлагал специальные сюжетные игры для коррекции. С помощью разыгрывания мнимой беседы с воображаемым человеком заикающийся вырабатывает модель правильного поведения. В конце переходят к бытовым ситуациям.

Ястребова А. В. разработала целую систему работы со школьниками. Она была направлена на улучшение переключаемости с одного вида деятельности на другой, развитие навыков общения, непринужденности.

Селиверстов разработал коррекционную программу, которая была реализована в стенах больниц. Она отличалась последовательностью подготовки, строилась исходя из степени дефекта.

Как понять, что ребенок заикается: комплекс диагностических обследований при заикании у дошкольников, школьников и взрослых, логопедические и другие исследования

Основные этапы работы

В логопедии принято делить работу на этапы, каждый из которых преследует определенные цели. На подготовительном создаются щадящие условия. Родители обязаны сделать режим дня ребенка, строго ему следовать. Подъем и отход ко сну осуществляется в одно и то же время. После учебных занятий дается время для отдыха. Активные виды деятельности на время убираются из жизни.

Рацион заикающихся детей наполняется фруктами, овощами, зеленью. Они являются источниками витаминов. Последний прием пищи за 2 часа до сна. Убираются все стрессовые факторы: фильмы высокого рейтинга, компьютерные игры и т. п.

Ребенка готовят к занятиям, настраивают его на успех, вырабатывают мотивацию. Речь родителей обязана быть образцовой, четкой, правильной.

На тренировочном этапе происходит формирование навыков правильного поведения в разных речевых ситуациях, учат использовать средства выразительности.

Пока не будут реализованы задачи каждого этапа нельзя переходить на следующую ступень.

На закрепительном проводят автоматизацию приобретенных навыков. Отрабатываются виды речевой деятельности.

Последовательность работы определяется разными факторами. Если исходить из структуры речи, то начинают со слога, слова, простой фразы, сложной фразы.

Как понять, что ребенок заикается: комплекс диагностических обследований при заикании у дошкольников, школьников и взрослых, логопедические и другие исследования

Способы диагностики

Коррекционная работа при заикании начинается с диагностики. В отечественной дефектологии действует принцип комплексности. Ребенка осматривают специалисты определенных профилей:

  • медицинского;
  • психологического;
  • логопедического.

Существуют методики разных авторов, которые помогают преодолеть болезнь. Обследование начинают со сбора анамнеза: течения беременности, родов, наличия проблем у отца, матери.

Выявленные отклонения фиксируется в документах. В беседе с родителями специалист уточняет речевое развитие: появление звуков, слов, фраз. Оценивается окружение, его влияние на малыша.

Уделяется внимание и разбору модели воспитания. Не должно быть избалованности, гиперопеки, заласканности. Не допускается авторитарность, деспотичность, жестокость, физические наказания.

Для диагностики важна информации о первом появлении дефекта, возможных причинах его развития. Ухудшается или улучшается состояние, от чего это зависит. Оценивается есть ли дополнительные движения тела (гиперкинезы).

Невролог назначает обследования — электроэнцефалограмму (ЭЭГ), МРТ головного мозга, эхоэнцефалографию. Это позволяет определить наличие тяжелых патологических процессов.

Как понять, что ребенок заикается: комплекс диагностических обследований при заикании у дошкольников, школьников и взрослых, логопедические и другие исследования

Психолог оценивает состояние ребенка, его отношение к дефекту, наличие комплексов, логофобий. Отмечается ли наличие тревожности, страха, агрессивности, аутоагрессии. Проверяется уровень развития памяти, мышления, внимания.

Психолог с помощью игр проверяет мотивацию, коммуникацию, эмоциональную и волевую сферы. На основе этих данных строится система помощи.

Логопед оценивает только речевую функцию — фонетику, звуки, грамматику, лексику, слоговую структуру. Внимание уделяется судорогам, их длительности и частоте возникновения.

Необходимо проверить как ребенок общается со сверстниками, воспитателями. Его просят составить рассказ по картинкам, пересказать текст.

Логопед акцентирует внимание на произвольных движениях, лишних звуках, словах, выдохах и вдохах. Все это позволяет составить полную картину болезни.

Беседа с родителями позволяет иметь точное представление о психологических особенностях ребенка. Расспрашивают об особенностях его общения с другими детьми, взрослыми, климате в семье.

Методики занятий

Власова и Рау разработали систему, в основе которой постепенно усложняющиеся упражнения. На первом этапе предполагалось произношение вслух выученных стихов, фраз, декламация. Широко применяется совместная, отраженная речь.

Как понять, что ребенок заикается: комплекс диагностических обследований при заикании у дошкольников, школьников и взрослых, логопедические и другие исследования

На втором этапе дети устно описывают картинки, опираясь на наводящие вопросы, составляют рассказы по серии изображений. На третьем этапе навыки закрепляются в повседневных делах.

Для школьников используют другие методики коррекции. У них ведущей деятельностью является учебная, вводятся уроки, воздействие оказывают учитель и логопед.

Делается упор на сознательное желание преодолеть дефект и внушается необходимость самостоятельных упражнений.

Используются методики Чевелевой, в ходе которых дети делают поделки, проговаривая все действия. Ястребова выделила три периода обучения. На первом происходит уточнение знаний о языке, на втором активизируется выработка навыков, на третьем они закрепляются.

Группа специалистов (Абелева, Голубева, Евгенова и другие) создали особую методику для взрослых и подростков. Коррекция сопровождается определенными методами психотерапии — гипнозом, техниками расслабления и другими.

Арутюнян разработала авторскую методику коррекции заикания. В ходе нее человек преодолевает свой дефект с помощью пальцев. Он синхронизирует речь с движениями пальцев. Занятия ведутся в небольших группах по 5 человек.

Ведущая рука кладется на бедро, пальцы нажимают на ногу. При произнесении каждого слога, палец перестает давить на поверхность. Движения руки становятся контролером темпа и скорости речи.

Как понять, что ребенок заикается: комплекс диагностических обследований при заикании у дошкольников, школьников и взрослых, логопедические и другие исследования

Методика включает в себя четыре этапа. На первом заикающийся учится расслабляться, снимать мышечное напряжение. На втором отрабатываются движения пальцев. На третьем тренируется произношение слов и коротких фраз. На четвертом происходит работа с текстом.

Недостатком методики Арутюнян считают отсутствие полноценного психотерапевтического сопровождения. Некоторые специалисты полагают, что посредством тренинга нельзя сильно исправить дефект.

В коррекции заикания нельзя выделить одну методику. Каждый случай требует индивидуального подхода специалиста. Последствия заикания могут сохраняться на протяжении всей жизни.

Меры профилактики

Нельзя наполнять жизнь ребенка чрезмерным количеством развлекательных мероприятий. Они негативно влияют на нервную систему, возбуждая ее. В дошкольном периоде происходит развитие головного мозга, поэтому не нужно нагружать дополнительно ребенка.

При появлении запинок в речи обеспечивают максимальный покой. Разговаривать нужно немного, убрать все стрессовые факторы, снизить количество секций, кружков и т. п. После чего обратиться к неврологу. Длительность режима тишины определяет врач.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/logonevroz/korrektsiya-zaikaniya/

Заикание у дошкольников глазами логопеда

!

Как понять, что ребенок заикается: комплекс диагностических обследований при заикании у дошкольников, школьников и взрослых, логопедические и другие исследованияВнешне заикание проявляется тем, что речь прерывается необоснованными остановками, запинками, повторениями звуков, слогов, слов, иногда трудным произнесением отдельных звуков. у одного и того же ребенка запинки могут возникать в начале, середине и конце слов и фраз, на гласных звуках и на согласных. Это происходит вследствие непроизвольного сокращения мышц (судорог) речевого аппарата. Судороги, возникшие в речевом аппарате, могут распространяться на мышцы лица, шеи. у заикающихся детей нарушен темп речи, он становится очень быстрым. Начав говорить, ребенок боится, что не успеет высказать свои мысли, и начинает торопиться. Со временем быстрый темп входит в привычку. Речь становится нечеткой, часто непонятной для окружающих. Иногда у детей дошкольного возраста наблюдается в речи нарушение звукопроизношения, неправильное употребление слов, построение фраз. Это осложняет заикание.

Читайте также:  Генерализованная эпилепсия: идиопатическая и вторичная форма синдрома, их симптомы, лечение эпилептических приступов

При заикании расстраивается дыхание. Чаще всего ребенок говорит на вдохе, а не на выдохе или, вдохнув, закрывает рот и долго не может начать говорить. Всё это сопровождается большим напряжением.

Сложность этого речевого расстройства заключается в том, что заикание затрудняет свободное речевое общение ребенка с окружающими людьми, влияет на развитие коммуникативной функции речи, невыгодно отличая его от нормально говорящих сверстников, накладывая отпечаток на поведение и формирование личности.

Заикание обычно возникает в возрасте 2 — 5 лет, когда начинается активное развитие речи. Именно в этот период формирования фразовой речи она неустойчива, ранима, подвержена срывам.

Чаще всего родители отмечают, что ребенок начал заикаться после испуга, болезни, в результате физической травмы (чаще всего ушиба головы), речевой перегрузки, длительного общения ребенка с заикающимся (родственником, другом в детском саду), задержки речевого развития.

Однако все перечисленные причины заикания в большей или меньшей степени могут быть в жизни каждого ребенка, но не у всех возникает заикание. Основная причина — ослабленность нервной системы. Нередко встречаются семьи, где заикается кто-нибудь из родителей.

Обязательно ли будет заикаться ребенок? Нет, необязательно. По наследству передается ослабленность нервной системы, в этом случае общение с заикающимися родителями может вызвать заикание.

https://www.youtube.com/watch?v=XR_nxzTt9-w

В процессе становления речи многие дети проходят через так называемое физиологическое заикание, которое бывает вызвано тем, что речевой аппарат не успевает словесно оформлять мысли, опережающие речь.

Физиологическое заикание внешне похоже на настоящее заикание, но повторения слогов или слов не носят судорожный характер, не фиксируются на определенных звуках или словах. Физиологическое заикание — это «болезнь роста», которая к четырем годам самостоятельно и бесследно исчезает.

Оно может перейти в настоящее заикание, если в семье не будет нормальной, здоровой обстановки и правильного речевого воспитания.

Проблему заикания можно считать одной из самых древних и сложных в истории развития учения о нарушениях речи. Различное понимание его сущности привело к формированию различных методов по устранению этого речевого нарушения.

Даже сейчас, в начале XXI века, нельзя сказать, что механизм заикания полностью разгадан.

Современные исследования и опыт прошлого позволяют утверждать, что заикание относится в большинстве случаев к неврозам и возникает вследствие различных причин, вызывающих перенапряжения процессов возбуждения и торможения и образования патологического условного рефлекса.

Наблюдения ученых показали, что заикание — это заболевание нервной системы в целом. У многих детей дошкольного возраста с заиканием были обнаружены различные нарушения высшей нервной деятельности и физического здоровья: повышенная раздражительность, обидчивость, плаксивость, плохой аппетит и сон, повышенное потоотделение, физическая утомляемость, энурез.

У заикающихся детей часто наблюдается общее моторное напряжение, скованность движений или, наоборот, двигательная расторможенность и беспокойство. Учитывая вышеизложенную теорию, в России была сформирована так называемая комплексная система мероприятий по устранению заикания.

Становлению современного подхода к преодолению заикания предшествовал поиск различных приемов и методов, включающих лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния с участием разных специалистов.

цель комплексного метода — устранение или ослабление речевых судорог и расстройств дыхания, голоса, общей моторики и формирование навыков правильной речи.

В комплекс лечебных мероприятий входят лечебные препараты, физиопроцедуры, лечебный массаж, лечебный сон и т. д., которые осуществляет врач — невролог и физиотерапевт. Конечной целью этой работы является укрепление физического состояния пациента и оздоровление его нервной системы.

К педагогическим мероприятиям относят логопедические занятия, в структуру которых входят упражнения на развитие дыхания, голоса, речевой моторики.

Наиболее эффективной формой коррекционной работы с дошкольниками являются групповые занятия, индивидуальные предусмотрены для детей с тяжелой степенью заикания. В группе может быть от 2 до 6 заикающихся. Групповые занятия имеют ряд преимуществ перед индивидуальными.

Большинство родителей отмечают, что ребенок наедине с собой говорит хорошо, только в окружении слушателей появляются запинки. Иными словами, речь у заикающихся нарушается при общении. Чем больше слушателей или собеседников, тем труднее говорить.

Занятия в группе приближаются к естественной обстановке в группе детского сада, учебного центра и создают в то же время и щадящую обстановку, так как здесь ребенок чувствует себя равным среди равных. Курс исправления заикания может быть разным — от 20 до 80 занятий.

Коррекционные занятия должны проводиться в обстановке правильно организованного домашнего режима дня. Под правильным режимом надо понимать весь образ жизни ребенка: посещение детского сада, учебного центра, спортивных секций, отдых, сон, питание, быт. Всё должно способствовать тому, чтобы оздоровить и укрепить нервную систему малыша.

Источник: https://www.med74.ru/articlesitem858.html

Независимый сайт о заикании

Как понять, что ребенок заикается: комплекс диагностических обследований при заикании у дошкольников, школьников и взрослых, логопедические и другие исследования

Занятия с коллективом создают условия для активной работы всех детей. Требование индивидуального подхода не означает противопоставления личности коллективу. Лишь хорошо зная возможности каждого ребенка, можно организовать коллективную работу.

Групповые, коллективные логопедические занятия с заикающимися оправдали себя многолетней практикой.

Индивидуальный подход в логопедической работе выражается, прежде всего, в тщательном изучении каждого заикающегося перед началом и в процессе логопедической работы с ним и в выборе средств коррекционно-воспитательной работы в зависимости от его психологических особенностей и речевых возможностей.

Возраст заикающихся определяет подбор дидактического материала и форм работы.

Психофизические особенности дошкольников, школьников, подростков и взрослых требуют от логопеда при выборе форм воздействия и материала в одном случае ориентации на программу воспитания и обучения в детском саду и игровую деятельность, в другом — на школьные программы и учебную деятельность, в третьем — на разные виды трудовой деятельности.

Комплектование логопедических групп проводится с учетом возраста заикающихся. Разный возраст (а он обычно определяет и стаж заикания) вызывает необходимость использования своеобразных методик логопедической работы, изменение интенсивности применения отдельных компонентов медико-педагогического подхода к преодолению заикания в целом.

У дошкольников, например, основное место занимают речевые занятия в игровой форме, воспитательные мероприятия, меньше — медицинские. У подростков и взрослых, наоборот, основное значение придается медицинским средствам, психотерапии (в том числе и ее суггестивным методам), меньше — педагогическим.

Поэтому при индивидуальном подходе в логопедической работе с заикающимися большое значение имеет первичное и динамическое изучение заикающегося в процессе занятий.

Для логопеда важны лингвистические, психологические и педагогические наблюдения.

Эти наблюдения позволяют выбрать необходимые формы коррекционного воздействия на заикающегося, прогнозировать эффективность логопедической работы с ним.

Контрольные задачи первичного обследования заключаются в том, чтобы составить достаточно полное представление о психофизическом развитии ребенка и его речевых возможностях. Оно состоит из сбора анамнестических сведений и непосредственного обследования его речи.
Логопед проводит обследование по следующим вопросам:

1) здоровье родителей;
2) общее развитие ребенка до возникновения заикания;
3) речевое развитие;
4) особенности воспитания ребенка в семье;
5) речевое окружение;
6) когда и как возникло заикание;

7) какие еще недостатки речи имелись в этот период;

8) какие отмечаются особенности проявлений заикания и сопутствующие ему нарушения;
9) обращались ли ранее за помощью.

Сведения о развитии ребенка и истории возникновения заикания черпаются из беседы с его родителями. Прежде всего здоровы ли сами родители: нет ли в семье родственников, которые страдают или страдали алкоголизмом, душевными или венерическими заболеваниями?

Затем уточняются данные об общем развитии ребенка: благоприятно ли протекал его внутриутробный период (не было ли травм, серьезных заболеваний у матери), как прошли роды матери (в срок, не было ли травм, сразу ли закричал ребенок)? Когда ребенок стал держать головку, начал сидеть, ходить, когда начал (и правильно ли) реагировать на обращенную к нему речь? Какие болезни перенес и не было ли осложнений? Какие особенности поведения и речи характеризовали его общее развитие в период до 5 лет, т.е. до момента возникновения заикания? Не было ли резких психических травм?

Особо уточняются сведения о речевом развитии ребенка: когда появились первые звуки, гуление, лепет, первые слова, фразы, каким темпом речи пользовался, не было ли особенностей поведения в моменты речевого общения с окружающими? Здесь важно узнать и о речевом окружении ребенка (не заикаются ли, не говорят ли слишком быстро, неорганизованны ли сами родители или близкие ребенку люди).

Большое внимание уделяется изучению вопроса воспитания ребенка в семье: отношение к нему взрослых (нет ли заласкивания, потакания капризам или, наоборот, неуравновешенного, резкого обращения, физических наказаний, запугивания); помощь в формировании у него правильной речи (нет ли перегрузок в заучивании сложных текстов или, наоборот, отсутствия контроля за развитием его правильного произношения, грамматически правильного речевого общения и т.д.).

Когда возникло заикание, появились первые его признаки? Как внешне выражалось оно? Какие предполагаемые причины могли его вызвать?

Какие еще недостатки речи наблюдались у ребенка в этот период: произношение звуков, его словарь и грамматическое построение фразы, голос, дыхание, темп речи.

Как развивалось у ребенка заикание, какие особенности его проявлений обратили на себя внимание родителей: нет ли сопутствующих двигательных нарушений (судорог, постукиваний рукой, ногой, покачивания головой и пр.) или недостатков речи (лишние слова, звуки, произнесение отдельных звуков и слов на вдохе и др.

)? Как проявляется заикание в зависимости от обстановки или окружающих людей, от разного вида деятельности? Как говорит ребенок один (например, со своими игрушками)? С чем связаны периоды ухудшения и улучшения речи? Как ребенок относится к имеющемуся у него речевому недостатку (замечает, не замечает, безразличен, переживает, стыдится, скрывает, боится говорить и т.д.)?

Обращались ли родители за помощью: куда, когда, что было рекомендовано, какие результаты?

Таким образом, ответы на все поставленные выше вопросы позволяют судить о причинах, вызвавших заикание, и о некоторых особенностях его проявлений у ребенка.

Сведения об особенностях протекания заикания позволяют в каждом конкретном случае определить основную направленность коррекционного воздействия на ребенка.

Например, наличие сопутствующих нарушений моторики указывает на необходимость двигательных упражнений, быть может, даже цикла занятий по лечебной физкультуре.

Сопутствующие речевые расстройства, естественно, потребуют дополнительных упражнений, специальных приемов по устранению у ребенка фонетических дефектов или недостатков словаря, или грамматических недостатков фразовой речи.

  • Особенности психологических проявлений у заикающегося потребуют от руководителя занятий предусмотреть и этот план воздействия на него: отвлечь от фиксированности на своем дефекте, перестроить его отношение к себе, к своей речи, научить слышать свою правильную речь, зародить и развить у него чувство уверенности в том, что он может говорить красиво и правильно.
  • В случае, когда заикание возникло в результате неправильных педагогических приемов воспитания ребенка: заласкивание, запугивание, перегрузка, заучивание наизусть сложных произведений, отсутствие помощи в развитии речи, неуравновешенность в обращении с ребенком взрослых, несогласованное его воспитание — в этих случаях изменение неблагоприятных окружающих ребенка условий, правильное отношение к заикливой речи близких ему людей или сверстников будет способствовать предупреждению и устранению у него заикания.
  • Анализ возможно уже бывших ранее попыток избавиться от заикания (проводились занятия с логопедом, лечение у врачей) способствует выбору условий необходимого лечения (занятия дома с родителями, в детском саду с воспитателями или организация специализированной помощи в амбулаторных или стационарных условиях).
Читайте также:  Инвалидность при болезни паркинсона: дают ли её пациентам и какую группу присваивают, как оформить документы и что потребуется для прохождения комиссии?

После уточнения сведений о развитии ребенка, истории возникновения и особенностей протекания у него заикания проводится непосредственное обследование его речи. Оно дополняет анамнестические сведения о заикающемся ребенка и позволяет объективно констатировать наличие недостатков его речи и поведения.

Обследование речи необходимо для того, чтобы уже конкретно определить речевые возможности ребенка, т.е. сохранные стороны его речи, и наметить объем и направленность предстоящих речевых занятий.

Для этого обследования используются разнообразные картинки (предметные, сюжетные), детские книжки со стихами, сказками, рассказами, подбираются разные игрушки (куклы, машинки, фигурки животных, строительный материал, кубики, домино, лото, пирамидки), цветные карандаши, пластилин, маски животных или персонажей детских книг, мячи, счетные палочки. Многообразие материала для обследования речи заикающегося ребенка вызвано необходимостью ознакомиться с состоянием его речи в зависимости от разных видов деятельности и от разной сложности речевого материала.

  1. Задачи речевого обследования будут заключаться в том, чтобы определить:
    1) место возникновения и форму речевых судорог;
    2) частоту их проявления и сохранные речевые возможности ребенка;
    3) сопутствующие нарушения речи;
    4) сопутствующие двигательные нарушения;
  2. 5) отношение ребенка к своему речевому дефекту, наличие психологических особенностей.

Источник: http://stuttering.ru/node/85

Контрольная работа: Коррекция заикания

  • Содержание
  • Введение
  • 1. Заикание, его причины и проявления
  • 2. Пути преодоления заикания у дошкольников
  • 2.1 Профилактика заикания
  • 2.2 Комплексный лечебно-педагогический подход к преодолению заикания
  • Заключение
  • Список литературы
  • Введение

Заикание является широко распространенным речевым нарушением.

Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности и в дальнейшем препятствует развитию многих личностных характеристик ребенка, затрудняет его социальную адаптацию.

Поскольку заикание тесно связано с формирующейся личностью, его следует рассматривать в структуре особенностей личности и ее деятельности. Данное положение основывается на том, что при заикании развитие личности происходит в стесненных условиях и это нередко приводит к ее деформации.

Человеческая личность представляет собой совокупность общественных отношений, проявляет себя в общении и совместной деятельности с другими людьми. У одних заикающихся общественные, отношения нарушены в силу развившегося заикания, у других — даже не сформированы.

Исследование степени общительности, подражательности, самостоятельности, активности заикающихся детей, характера их игровой деятельности свидетельствуют о дисгармоничном развитии личности заикающегося ребенка. Оно выражается преимущественно в неравномерном то замедленном, то ускоренном развитии отдельных сторон личности.

Поэтому следует говорить о заикании как сложном симптомокомплексе дизонтогенеза [5].

Обычно заикание возникает в период интенсивного развития речи, наиболее часто в возрасте 2—5 лет, когда ребенок начинает говорить фразами. Причем заикание у мальчиков встречается в 4 раза чаще, чем у девочек.

Если появилось даже незначительное заикание, которое через некоторое время прошло само по себе, возможны последующие рецидивы, особенно выраженные в критические периоды развития (в 6—7 лет и пубертатный период) [23].

В последние годы в наиболее развитых странах отмечается рост частоты заикания у детей, что связывают с бурным внедрением в повседневную жизнь электронных средств массовой информации, видеоигр, обрушивающих огромные массивы аудиовизуальных данных на неокрепшую нервную систему ребенка [17].

Поэтому так важно вовремя выявить причины заикания и начать его лечение. Признавая необходимость комплексного воздействия на заикающегося ребенка, важно подчеркнуть значимость дифференцированного подхода в развитии, перевоспитании личности и речи заикающегося [5].

1. Заикание, его причины и проявления

Источник: https://ronl.org/kontrolnyye-raboty/pedagogika/172926/

Методика коррекции заикания у детей 4-7 лет

* описание методики приведено здесь в сокращенном виде, полная версия : Как вылечить заикание у ребёнка. Сергей Горд

В начале расскажу одну историю. Однажды, мне было лет 10, мой школьный друг рассказал, что давно, когда ему было 5 лет, он тоже сильно заикался как я. «Как же тебя вылечили?» — спросил я (наедине с ним я разговаривал лучше, чем обычно). На что он ответил: «Меня вылечила моя мама.

Ей логопед сказал, что главное в лечении — две недели НИКАКОГО ВОЛНЕНИЯ». «Но, как же все больницы, занятия у логопедов, на которые потрачено много времени и сил?.. Неужели так просто!?» — недоверчиво подумал я.

Спустя годы я понял, что это был очень опытный логопед, который не встретился мне и моим родителям…

Анализ и осмысление личного 20летнего опыта позволил систематизировать основные принципы. Опыт лечения самого себя и своего сына привел к отбору наиболее важных из них.

Принцип 1. Как ни странно, родители должны начать с себя.

Вероятность того, что именно Вы являетесь причиной данной проблемы, очень высока! Часто внешние факторы, например, проблемы на работе или другие жизненные ситуации, переносятся на семейные отношения.

Cемейные ссоры, сопровождающие их крики, оскорбления, даже если они напрямую не относятся к ребёнку, могут спровоцировать заикание.

Тем более, если Вы строго обращаетесь с самим ребёнком, то сбой речи — это прямая причина вашего общения! Надо остановиться, сесть и подумать, что пошло не так? Посмотрите на себя как бы со стороны, разве здоровье ребёнка не является вашей целью? Дайте себе слово, изменить АТМОСФЕРУ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ, и ради восстановления речи ребёнка, настройте себя в течении полугода (лучше год) — никаких ссор, скандалов, грубых слов, дёрганий ребёнка! РОВНОЕ и СПОКОЙНОЕ поведение чтобы ни произошло: разбитая чашка, сломанная игрушка, испачканная одежда и т.п. — не повод выходить «из себя» ! (одежду можно постирать, игрушку отремонтировать и т.д. – нет безвыходных ситуаций!)

Не следуют обвинять супруга или супругу в «плохом» поведении. Обвинения не помогу вылечить ребенка или изменить поведение супруга, так как такое поведение может быть обусловлено строгим воспитанием его (её) самого. Следует просто поговорить, разобрать ситуацию и найти способ создать полгода «спокойствия» ради ребёнка.

Принцип 2. Исключите стрессовые ситуации

Ограждайте ребенка от других факторов стресса: громкая музыка, «современные» мультфильмы, ТВ, фильмы жанров «боевик» или «фильм ужасов», даже шуточные «страшные рассказы» (например, про тёмную комнату …) , и так далее и тому подобное.

Ребёнок может проецировать события виртуального мира на реальную жизнь и реально бояться. Помните, что дети более впечатлительны, чем Вы и эти суровые картины бытия пока ему знать рано.

Но, если так случилось и ребёнок что-то увидел, то это нужно объяснить .

По физиологии нашего организма, при наличия факторов опасности, организм мобилизует жизненные силы для целей выживания в конкретной ситуации: меняется гормональный состав крови, учащается дыхание, сжимаются мышцы для рывка…!? Если на лице у человека более ста мышц, как вы думаете, их напряжение как повлияет на речь? Наверное, не в лучшую сторону. А дыхательные, межрёберные мышцы тоже напрягаются, как бы «сжимается» весь организм… Равномерное, свободное дыхание меняется на учащённое или наоборот замедленное и напряжённое. Речь отодвинута организмом на второй план, не до нее, надо спасаться… Вот что происходит при испуге.

Принцип 3 . Выявлять и объяснять ребёнку внутренне «страхи».

«Внутренние страхи» — фобии — осознанные и неосознанные, имеются и у детей, и у взрослых. Таких фобий много, у каждого свои. У детей есть страхи общие, которые бывают и у детей, и у взрослых. Есть чисто детские (например, ребенок может переживать что Земля круглая и люди могут выпасть в космос).

Также у детей с 3 лет, каждому возрастному периоду (и этапу развития) присущи свои специфические страхи. У мальчиком и у девочек страхи также различаются. Отдельно нужно отметить вопрос «боязни собак» у ребёнка. Тут важно разобраться , откуда «ноги растут». Разобранный «по полочкам» страх – уже совсем не страшен.

Как разобрать данный страх? Пусть ребёнок ответит на следующие вопросы : — видел ли он когда-нибудь, чтобы собака набросилась на человека и искусала его? — раньше эта собака, была милым пушистым щенком, сейчас она выросла, но осталась такой же доброй, как была раньше.

Зачем ей сейчас на кого-то набрасываться? Ответив на эти вопросы, ребёнок успокоится и перестанет панически бояться первой встречной собаки. Доброе отношение к миру — возвращается ответной добротой! Жизненные ситуации бывают разные, и если ребёнок видел агрессию собаки, то это тоже постарайтесь объяснить, например: собака была «на работе», сторожила дом, базу и т.п.

Если эти доводы окажутся недостаточными, то разберите несколько способов защиты от собак (7-8 достаточно), например: взять палку и отогнать, топнуть ногой и громко крикнуть и т.п. Пусть ребёнок подберёт или изготовит палку и поставит у себя в углу комнаты или во дворе частного дома.

Пусть он знает, что способ решения любой проблемы он может найти сам или вместе с Вами родителями. Следующий «популярный» детский страх: застрять в лифте. Покажите, где находится кнопка вызова помощи лифтёров. Объясните, что их надо подождать.. Если есть мобильны телефон, то звони родителям .. И так далее.

Общайтесь с ребёнком, узнавайте его «страхи», вместе разбирайте их. Ваша поддержка очень важна малышу, это придаст ему уверенности: Вы за него, а не против, ВАС ДВОЕ – ВЫ СИЛА!

Читайте также:  Лунатизм у детей - причины, лечение, симптомы: что делать, если у ребенка или подростка сомнамбулизм, как лечить детский недуг, можно ли вылечить его народными средствами?

Принцип 4. Родительская любовь и доказательство этой любви.

Ребенок должен быть уверен, что родители его любят. Может кто-то возразит, что это банально, очевидно и так понятно, что все силы и средства вкладываются в детей. Это понятно ВАМ, ВЗРОСЛЫМ.

Ребёнок интуитивно это тоже понимает и даже, если не будет секций, кружков и Макдональдса, он всё-равно будет Вас в ответ любить. НО..

Важно показывать свою любовь, говорить о ней, дать ребенку почувствовать что он любим, что он в безопасности, что родители всегда помогу и никогда не бросят его. К тому же ребёнок помнит обиды…

У Вас трудный день, вы «сорвались» на ребенка, накричали, отмахнулись, и уже забыли о конфликте, … а ребёнок помнит! Что делать? Поговорите с ребёнком и объясните, что Вы очень его любите! Вам не безразличны его проблемы и что он может обращаться к вам по любым вопросам.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Правило 1

Источник: https://www.child-psy.ru/problemi/971.html

2.1 Методика обследования детей с заиканием

Обследование заикающегося осуществляется комплексно (логопедом, невропатологом, психологом) с привлечением по необходимости других специалистов: педиатра, терапевта, психиатра, окулиста отоларинголога и др.

Содержание обследования включает изучение анамнестических сведений, педагогической, психологической и медицинской документации и исследование самого заикающегося из беседы с родителями логопед выясняет наиболее значимые события, происшедшие в семье, и в связи с этим уточняет особенности общего, моторного и речевого развития ребенка.

Оцениваются основные моменты пренатального (дородового) периода: возраст матери (менее или более 35 лет) при рождении ребёнка, нервно-психическое здоровье, болезни матери, отца, течение беременности.

Данные о здоровье отца и матери до появления ребенка позволяют определить возможные отклонения в его соматическом и нервно-психическом состоянии.

Выявление неблагоприятных факторов внутриутробного развития поможет определить их косвенное влияние на последующее речевое развитие ребенка. [15]

В беседах с родителями уточняются сведения о речевом развитии ребенка: когда появились первые звуки, лепет, первые слова, фразы, каким темпом речи пользуется, не было ли особенностей поведения в моменты речевого общения с окружающими. Важно узнать и о речевом окружении ребенка (не заикаются ли, не говорят ли слишком быстро родители или близкие ребенку люди).

Когда возникло заикание, появились первые его признаки? Как внешне оно выражалось? Какие предполагаемые причины могли его вызвать? Как развивалось? Как проявляется оно в зависимости от обстановки или окружающих людей, от разного вида деятельности? Как говорит ребенок один (например, со своими игрушками)? С чем связаны периоды ухудшения и улучшения речи? Как ребенок относится к имеющемуся у него речевому недостатку (замечает, не замечает, безразличен, переживает, стыдится, скрывает, боится говорить и т. д.)?

Обращались ли родители за помощью: куда, когда, что было рекомендовано, какие результаты?

После уточнения сведений о ребенке, истории возникновения и особенностей протекания у него заикания проводится обследование речи заикающегося и внеречевых процессов, оказывающих непосредственное влияние на его речевую деятельность.

Проводится исследование его общительности, моторики, подражательности, импрессивной и экспрессивной речи, игровой, учебной, производственной деятельности, личностных особенностей заикающегося.

Различают первичное (в течение первого месяца пребывания ребенка в речевом дошкольном учреждении или в первые две недели пребывания в санатории для заикающихся детей, на школьном логопедическом пункте) и динамическое изучение заикающегося в процессе коррекционно-воспитательного воздействия. [5,14]

  • Для исследования речи детей используются картинки, книжки со стихами, сказками, подбираются игрушки (куклы, машинки, фигурки животных, строительный материал).
  • Конкретные задачи речевого обследования заключаются в том, чтобы определить:
  • — место возникновения и форму речевых судорог;
  • — частоту их проявлений и сохранные речевые возможности заикающегося;
  • — сопутствующие нарушения речи; двигательные нарушения;
  • — отношение заикающегося к своему речевому дефекту; наличие психологических особенностей.
  • В логопедическом заключении учитывается:

Источник: https://ped.bobrodobro.ru/29374

Методы и приёмы коррекционной логопедической работы с заикающимися дошкольниками

Ефремова А. В., Петрова А. Е., Белова Н. И. Методы и приёмы коррекционной логопедической работы с заикающимися дошкольниками // Образование и воспитание. — 2019. — №5. — С. 9-13. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/139/4463/ (дата обращения: 17.01.2020).



Заикание — это нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, из-за судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Начало этого расстройства речи падает обычно на период интенсивного формирования речевой функции.

Согласно статистике логоноврозом страдают чаще дети, нежели взрослые. Причем распространенность заикания среди детей варьирует от 0,75 до 7,5 %. У мальчиков заикание встречается в три-четыре раза чаще, чем у девочек.

Заикание у большинства детей проходит по мере взросления, поэтому от него страдает лишь 1–3 % взрослого населения. Примечательно, что частота развития логоневроза у родных братьев и сестер составляет 18 %.

То есть имеется наследственная предрасположенность к этому нарушению.

Структура данного речевого нарушения довольно сложная, потому работа предполагает комплексное воздействие на заикающегося.

Методы воздействия можно разделить на педагогические и медикаментозные. Последние назначаются врачом неврологом. Педагогические же рассмотрим ниже.

Особенность педагогической работы с заикающимися отличается от традиционной: здесь я рассмотрю основные методы педагогического воздействия: Релаксация, создание режима ограничения речи синхронизация и ритмизация речи и движений, развитие речевого дыхания отработку плавности речи во всех ее формах.

Учебный год мы разделяем на четыре периода

В I периоде я организую щадящий речевой режим, работаем над выработкой спокойного темпа, ограничиваем общение, где допускается использование однословных фраз (вопросы, ответы, описания предметов, картинок…). Здесь мы также обучаем детей релаксации. Длительность — 1–1,5 месяца.

На II этапе:

1.Рекомендуем родителям поддерживать щадящий речевой режим дома, постепенно активизируем речь детей на занятиях и дома, побуждая их к общению полными предложениями в игровых ситуациях и вне игры. — 1,5 месяца

На III этапе мы продолжаем активизировать правильную речь детей. Пользоваться полными распространенными предложениями. — 2 месяца

И на последнем (заключительном) этапе дети учатся самостоятельно пользоваться всеми формами речи, когда речевой образец уже не дается.

В своей работе я использую такой прием как создание режима относительного молчания. Почему относительного — потому что мы не можем требовать от ребенка полного молчания. эта задача реализуется в режимных моментах и проходит в виде игр-молчанок. это помогает создать условия для затухания неправильной речевой привычки, подготовить нервную систему ребенка к формированию нового речевого навыка.

Во время игр-молчанок организовываются такую деятельность, чтобы дети меньше говорили (рисование, аппликация и т. п. основной задачей является соблюдать тишину. Ребенку дается игровое задание — он аквалангист, под водой разговаривать невозможно, можно общаться только жестами, мимикой).

Длительность режима ограничения речи различна, как правило, он охватывает неделю-полторы с начала коррекционной работы. Постепенно речевая активность ребенка увеличивается, но щадящий речевой режим продолжается.

Еще одним приемом является релаксация. Обучение навыкам релаксации необходимо чтобы снять мышечное напряжение и эмоциональное перевозбуждение, свойственное детям с заиканием.

Обучение навыкам релаксации начинается с упражнений, где ребенок может почувствовать разницу между напряжением и расслаблением. Проще ощутить напряжение мышц в руках и ногах, поэтому детям предлагается перед расслаблением сильно и кратковременно сжать кисти рук в кулак, напрячь мышцы ног, всего туловища, затем для верхнего плечевого пояса и шеи.

После выполнения упражнений я обращаю внимание на то, насколько было легко и приятно расслабиться и успокоиться.

Когда дети научатся расслаблять отдельные группы мышц, проводится внушение состояния покоя, закрепляющее ощущение расслабленности.

Данное упражнение проводится непосредственно перед занятием, в спальне или в логопедическом кабинете на ковриках. Содержание может быть связанно с тематикой занятия. Продолжительность занятий по релаксации на начальном этапе составляет 3–5 мину и доходит до пятнадцати.

  • Также в симптоматике заикания значительное место занимает нарушение речевого дыхания: учащение дыхания в момент речи, поверхностные судорожные вдохи, укороченный речевой выдох, нарушение координации между дыханием, фонацией и артикуляцией.
  • Последовательность работы здесь классическая:
  • − общие дыхательные упражнения;
  • − постановка диафрагмального дыхания;
  • − дифференциация ротового и носового дыхания, формирование длительного выдоха через рот;
  • − формирование длительного фонационного, а затем речевого выдоха.

Необходимо приучить детей делать вдох без напряжения, не поднимая плеч, чтобы вдох был мягким и коротким, глубоким, а выдох длительным и плавным. Я напоминаю детям, что говорить нужно только на выдохе (поскольку у детей часто бывает речь «взахлеб»).

Ритм речи при заикании часто нарушен. Упражнения, которые позволяют лучше прочувствовать ритмическую сторону речи, обязательно нужно включать в комплекс методов. В основном это:

  1. Отстукивание ритма по столу с последующим повторением.
  2. Хлопание в ладоши одновременно с чтением стихов или пением песен (Считалки)
  3. Произнесение слов в такт музыке. Музыку нужно почаще менять, а ребенокдолжен успевать подстраивать темп речи под меняющийся ритм музыки.

Пример:

Играем с детьми в речевые игры, которые способствуют ритмическому ощущению речи и музыки: (с хлопками).

Проговаривать слова в умеренном темпе в двух-трех- и четырехсложных тактах по слогам. Произносить слова выразительно, выделяя ударный слог. Обратить внимание детей на то, что одни слоги в словах звучат длиннее, а другие короче. Например:

  1. 2/4 ма-ма, па-па, кош-ка, ка-ша, Да-ша, доч-ка, туч-ка, цве-ток.
  2. 3/4 ма-моч-ка, сол- ныш-ко, пе-сен-ка, де-воч-ка
  3. 4/4 че-ре-па-ха, по-гре-муш-ка, ве-ло-си-пед.

Предложить детям самим придумать подобные слова. Заменить слова хлопками.

«Назови свое имя»: Дети стоят в кругу и по очереди хлопают- «тактируют» свои имена.

«Кто справа?»: Дети стоят в кругу. По очереди хлопают- «Тактируют» имена своего соседа справа.

  • Упражнение «Музыкальные молоточки»
  • Дятел сядет на сучок:
  • Тук- тук- тук, тук- тук- тук!
  • Дятел смотрит, где жучок: Тук- тук- тук, тук- тук- тук!

При пении слов «тук-тук» ребенок должен повторить ритмический рисунок, исполненный музыкальным руководителем. Музыкальный руководитель играет на металлофоне, ребенок играет на музыкальном молоточке. Ритмические упражнения позволяют развивать слуховое и зрительное внимание, работать над эмоциями, воспитывать у детей творческие способности и воображение, а также развивать волевые качества.

Не маловажно уделять внимание и интонации. В период «щадящего речевого режима» заикающиеся дошкольники обучаются передавать основные виды интонации с помощью невербальных средств общения, активно используя пантомимику.

Источник: https://moluch.ru/th/4/archive/139/4463/

Ссылка на основную публикацию