Виды заикания: классификация по степени тяжести, типу течения, формам судорог и их проявлениям, причинам возникновения логоневроза у взрослых и детей

Одним из речевых расстройств, которое очень часто встречается у детей и взрослых, является заикание. Заболевание сильно влияет на жизнь человека, поскольку осложняет процесс коммуникации, вызывая массу переживаний. Чтобы подобрать наиболее эффективный метод лечения, следует определить формы заикания и причины, вызвавшие развитие этого отклонения.

Виды заикания: классификация по степени тяжести, типу течения, формам судорог и их проявлениям, причинам возникновения логоневроза у взрослых и детей

Природа возникновения дефектов речи

Заикание — патология речи, проявляющаяся затрудненным и нечетким произношением букв, неоднократным повторением одних и тех же фраз.

Чтобы поставить этот диагноз, медики проводят комплексное обследование пациента, учитывая не только имеющиеся речевые дефекты, но и особенности развития нервной системы и психические расстройства.

Лечением болезни занимаются одновременно несколько специалистов (психотерапевт, логопед и невропатолог).

Болезнь дает о себе знать в детском возрасте, когда закладываются основы правильной речи и формируется нервная система. В категории риска находятся юноши. Врачами установлено, что среди мальчиков заикание встречается в 4 раза чаще, чем среди девочек.

Виды заикания: классификация по степени тяжести, типу течения, формам судорог и их проявлениям, причинам возникновения логоневроза у взрослых и детей

Женская психика менее восприимчива к стрессовым ситуациям, поэтому функции головного мозга восстанавливаются гораздо быстрее.

У взрослых людей это могут быть невылеченная в детстве патология речи либо же приобретенное уже во взрослой жизни психоневротическое заболевание, приводящее к тому, что человек с трудом начинает произносить фразы, протягивая неоднократно слова, запинаясь на гласных или согласных буквах. Проблемы в работе речевого аппарата мешают нормальному общению, что вызывает сильные переживания. Заикающийся человек сталкивается с тем, что ему приходится прикладывать намного больше сил, чтобы окончить школу, найти работу, устроить личную жизнь и завести друзей.

Возможные причины

Типы заикания напрямую зависят от факторов, которые спровоцировали развитие болезни. Чтобы лечение было успешным, необходимо установить причины, лежащие в основе патологии. Согласно медицинской классификации, она может быть вызвана органическими либо же невротическими сбоями.

Если человек начал заикаться из-за нарушения в работе головного мозга, причиной развития болезни стали органические поражения тела:

Источник: https://psyhoday.ru/nevroz/formy-zaikaniya.html

Как лечить заикание?

Проблема заикания на сегодняшний день очень актуальна, ведь в мире от него страдает около 20 миллионов человек или 1% населения. Среди мужчин это заболевание встречается в 3-4 раза чаще, чем у женщин. Каждый пятый ребенок испытывает трудности при формировании и развитии речи. Чем раньше родители обратятся к специалисту, тем больше вероятность предотвратить заболевание в будущем.

Что такое заикание

Речь обычного человека плавная, без усилий и колебаний. Для нее характерны 7-10% остановок в виде повторения звуков или слов (междометия, звуки э-э, м-м). Если остановки занимают более 10% речи, это говорит о заикании.

Виды заикания: классификация по степени тяжести, типу течения, формам судорог и их проявлениям, причинам возникновения логоневроза у взрослых и детей

Научный интерес к заболеванию появился в XIX веке. С тех пор проведены масса исследований, на основании которых сформированы методики лечения заикания.

Заикание – это нарушение темпа, ритма, плавности произношения слов, вызванное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Проявления заикания:

  • многократное повторение звуков и слогов;
  • блоки молчания;
  • растягивание гласных звуков;
  • подергивания, неестественные движения лица;
  • мышечное напряжение;
  • нарушение работы органов дыхания;
  • тревожность.

Заболевание обычно появляется в возрасте от 2 до 6 лет, но стресс может спровоцировать развитие заикания у подростков и взрослых людей.

Классификация заикания

Заикание, или логоневроз, классифицируют по разным признакам: по течению, по разновидностям судорожных явлений, по клиническим проявлениям.

Виды логоневроза по течению заболевания:

  • постоянный – проявляется во всех жизненных ситуациях, независимо от условий окружающей среды;
  • рецидивирующий – возникает и исчезает самостоятельно, без связи с внешними факторами;
  • волнообразный – проявление заболевания то усиливается, то затихает.

Формы заикания по типу судорог:

  • тоническая – продолжительные и сильные судороги вызывают паузу в речи;
  • клоническая – короткие, многократные судороги приводят к частому повторению звуков и слогов;
  • смешанная – одновременное проявление обеих форм.

Типы заболевания по клиническим проявлениям:

  1. Неврозоподобное. Вызвано нарушением функционирования головного мозга, произошедшего во время беременности либо при родах. Корректируется плохо, чаще остается на всю жизнь. Заикание возникает в возрасте 3-4 лет. В первое время болезнь протекает волнообразно. Постепенно периоды нарушения речи учащаются. Неврозоподобное заикание у взрослых сопровождается активной жестикуляцией, монотонным покачиванием тела.
  2. Невротическое. Возникает на фоне стресса или испуга. Появление невротического заикания у детей сопровождается нарушением сна, повышенным беспокойством, перепадами настроения, потерей аппетита. Эта форма логоневроза протекает волнообразно и поддается лечению.

Различают три степени тяжести логоневроза:

  • легкая – запинание происходит в состоянии возбуждения при желании быстро высказаться;
  • средняя – человек может некоторое время говорить без запинаний, но при волнении возникают речевые судороги;
  • тяжелая – отличается постоянными судорогами в речевом аппарате.

Виды заикания: классификация по степени тяжести, типу течения, формам судорог и их проявлениям, причинам возникновения логоневроза у взрослых и детей

При любой форме недуга необходимо обращение к специалистам. Если удастся заболевание побороть, то врачи научат его контролировать с помощью существующих методик.

Причины заикания

Этиология появления речевых проблем точно не определена. Выделяют два вида причин возникновения заикания: предрасполагающие и провоцирующие.

К предрасполагающим факторам относят:

  • наследственность;
  • ряд заболеваний: нейроинфекции, менингит, инсульт, опухоль головного мозга;
  • черепно-мозговая травма;
  • внутриутробные, родовые травмы;
  • нарушения чувства ритма;
  • бедность эмоционального развития;
  • скрытые отклонения психического развития.

Провоцирующие причины логоневроза:

  • сильный испуг, страх разового характера;
  • двуязычие в семье;
  • подражание;
  • быстрая речь;
  • неправильное формирование речи в детском возрасте.

В детстве излишняя строгость, требовательность к ребенку со стороны родителей и учителей нередко становятся причиной появления недуга.

Механизм заикания

Природа логоневроза скрывается в асимметрии работы речевых центров, расположенных в головном мозге. Центр Брока – двигательный центр речи, отвечающий за движение мышц лица, языка, глотки, челюстей. Область Вернике – слуховой центр речи, влияющий на способность воспринимать звуки. Их соединяет дугообразный пучок – система, контролирующая речь.

Центр Брока посылает к речевому аппарату слишком сильный сигнал, вызывая спазм речевых и дыхательных мышц. Область Вернике, восприняв нарушение речи, отправляет еще больший импульс центру Брока для исправления проблемы. Под его воздействием спазмы усиливаются. Это приводит к закреплению патологии системы речевого аппарата. В итоге у заикающегося человека вырабатывается логофобия.

Симптомы логоневроза

Заикание развивается постепенно. На начальной стадии плавность речи не нарушается. Ребенок немного запинается, выражая свои мысли. После внезапного нервного потрясения он затихает, а когда начинает через некоторое время говорить, родители наблюдают речевые недостатки.

Симптомы заболевания:

Источник: http://simptomy-i-lechenie.net/kak-lechit-zaikanie/

Заикание — МедикКонсультант

Виды заикания: классификация по степени тяжести, типу течения, формам судорог и их проявлениям, причинам возникновения логоневроза у взрослых и детей

Логоневроз, или заикание – речевое нарушение, характеризующееся повторением слов, слогов или отдельных звуков, могут наблюдаться остановки, прерывающие речь. Заикание чаще проявляется у детей.

По статистике этим недугом страдают примерно десять процентов детей от общего количества. Среди мальчиков проблема выявляется раза в три чаще, чем у девочек. Чем спокойней окружающая обстановка, тем меньше шансов возникновения логоневроза у детей.

Например, у сельских жителей недуг отмечается гораздо реже, чем у городских. В среде воспитанников детских домов и интернатов шанс развития данного отклонения намного выше, чем у детей, растущих в семьях.

С возрастом заикание обычно становится менее заметно, а зачастую исчезает полностью. Замечена наследственная предрасположенность к логоневрозу.

Механизм развития заикания (логоневроза) Причины развития заикания Классификация логоневроза – виды заикания – Классификация по течению проблемы – Классификация по типам судорог – Классификация заикания по клиническим формам 4. Общие принципы лечения логоневроза

Механизм развития заикания (логоневроза)

Механизм возникновения заикания, как и его причины, изучены довольно слабо и медицинская наука до конца не может объяснить эти процессы. Самой распространенной теорией считается перевозбуждение центра Брока в головном мозге.

Затем перевозбуждение распространяется на участки, отвечающие за двигательную активность, вызывая судороги мышц речевого аппарата (мягкого неба, губ, языка и прочих). Потом центр Брока успокаивается и нормальная речь восстанавливается.

Недуг наиболее заметен в начале фразы, на согласных буквах.

Как утверждают американские ученые, люди, страдающие рассматриваемым заболеванием, обладают повышенным уровнем дофамина (гормон, отвечающий за работу мозга), а при его понижении состояние речи стабилизируется. На данный момент ведется активная разработка лекарственного препарата, понижающего уровень дофамина.

Причины развития заикания

Заикание наиболее часто развивается у детей дошкольного возраста.

Большую роль играет тот факт, что окончательное формирование полушарий головного мозга завершается примерно к пяти годам — у ребенка реакции возбуждения выражены сильней, чем процессы торможения.

Эти самые реакции с легкостью превращаются в двигательную активность, в том числе и мышц речевого аппарата. Артикуляционные мышцы (языка, губ, мягкого неба, гортани) развиты недостаточно и работают не совсем четко.

Дети, часто воспринимая на слух различные звуки и слова и не понимая их значения, могут просто смешивать их в кучу. Когда ребенок учится разговаривать, его центральная нервная система испытывает колоссальные нагрузки, в результате которых могут возникать сбои в ее работе, приводящие к заиканию.

В возникновении логоневроза может сыграть важную роль фактор подражания. Если в семье, или в ближайшем окружении ребенка, присутствует человек, страдающий заиканием, то дети могут перенять эту манеру разговора.

При очень раннем развитии речи, когда у маленького человека набирается большой словарный запас, а ой аппарат не до конца сформирован, он может просто не справляться с огромным количеством звуков — ребенок старается выдать информацию чуть ли не непрерывным потоком, что является нормой.

Вот еще несколько факторов, которые могут спровоцировать появление логоневроза (заикания):

  1. Когда в семье нездоровый психологический климат и ребенок получает недостаточно внимания, он может заикаться намеренно для привлечения этого самого внимания.
  2. Если воспитание слишком строгое и за малейшую провинность следует порицание или наказание, дети становятся излишне пугливыми и зажатыми, что способствует появлению недуга.
  3. Когда родители пытаются вырастить из своего чада маленького полиглота, и в очень раннем возрасте начинают обучение языкам, не окрепший мозг не в состоянии согласовать информацию, ведь даже основной родной язык ребенок освоил не до конца. Особенно это заметно в двуязычных семьях.
  4. Иногда, чтобы удивить родных и знакомых, родители учат с детьми длинные и сложные стихи, чтобы на семейном торжестве похвастаться способностями своего отпрыска. Но мало того, что головной мозг не готов к подобным экспериментам, так еще и речевой аппарат не в состоянии вынести такие нагрузки.
  5. Если ребенок рождается левшой и его насильственными методами переучивают на правую руку, этот процесс является причиной довольно сильного стресса, что повышает риск возникновения логоневроза.
Читайте также:  Алкогольная эпилепсия: симптомы приступа после алкоголя, лечение припадка в домашних условиях, последствия приобретенного недуга на фоне алкоголизма

Мальчики имеют гораздо большую склонность к заиканию, чем девочки. Просто ввиду физиологических особенностей все двигательные функции у девочек окончательно формируются намного раньше — эта особенность касается и развития артикуляционного аппарата.

  • В группу риска попадают дети, перенесшие внутриутробную гипоксию, родовые травмы головы, инфекционные болезни, поражающие центральную нервную систему, различные черепно-мозговые травмы и иные патологии, затронувшие работу нервной системы.
  • Перенесенные психические травмы, стрессовые ситуации также увеличивают шансы появления заикания.
  • Причем, причины, вызвавшие психологическое расстройство и продолжительность их воздействия, абсолютно не играют ни какой роли: дефект речи может вызвать как короткий испуг, так и длительное состояние волнения или страха.
  • Обратите внимание: наследственная предрасположенность современной наукой не доказана, хотя подобные предположения высказываются очень часто.

У взрослых заикание встречается гораздо реже чем у детей и, как правило, приходит из детства. Причины возникновения логоневроза у взрослых, по большому счету, мало отличаются от детских причин, поэтому рассматривать их отдельно не имеет большого смысла.

Классификация логоневроза – виды заикания

Виды заикания классифицируются по течению, клинике, типам судорог.

Классификация по течению проблемы

Постоянное – после появления протекает постоянно при любых обстоятельствах, во всех речевых формах.

Рецидивирующее – появляется и исчезает само по себе, часто без связи с какими-либо факторами. Периоды нормальной речи могут длиться очень долго.

Волнообразное – состояние, когда недуг не проходит полностью, а то утихает, то усиливается.

Классификация по типам судорог

По типу судорог существуют:

  • тоническая форма, при которой судорожное сокращение мышц речевого аппарата имеет большую силу и продолжительность. На время судороги происходит задержка речи;
  • клоническая форма логоневроза — характеризуется чередующимися, частыми, короткими судорогами, во время которых повторяются отдельные звуки и слоги;
  • смешанная форма — состояние, когда оба вышеописанных типа заикания проявляются одновременно.

Классификация заикания по клиническим формам

В медицине различают две формы логоневроза по клиническим проявлениям – невротическая и неврозоподобная.

Невротическое заикание

Невротическая форма характеризуется тем, что возникает у людей без имеющихся внутриутробной гипоксии или родовых травм в анамнезе.

Толчком к развитию такой клинической формы логоневроза может послужить психологическая травма или раннее введение в общение второго языка.

То есть, невротическая форма рассматриваемого состояния носит исключительно функциональный характер, при этом мозговые структуры не поражены. Именно поэтому невротическая форма заикания легче поддается лечению.

Симптомы невротического логоневроза

Чаще всего логоневроз данной клинической формы возникает у детей в возрасте 2-6 лет и носит внезапный характер. Сначала ребенок вообще перестает говорить, но на лице у него четко прослеживается выражение страха. Через некоторое время малыш снова начинает пользоваться речью, но сразу же начинает заикаться.

Обратите внимание: при появлении такого заикания ребенок становится беспокойным, у него пропадает аппетит, происходит частая смена настроения, нарушается сон.

При получении любого очередного стресса заикание у ребенка может усилиться, но нередко случаются и длительные периоды, когда малыш разговаривает практически без запинки.

Невротический логоневроз имеет волнообразную форму течения, может иметь разные прогнозы – если стресс/психологическая травма были в единственном числе, то заикание постепенно исчезает, при постоянных эмоциональных потрясениях логоневроз переходит в хроническую форму.

Обратите внимание: если невротическая форма заикания носит хронический характер течения, то, будучи уже взрослым, человек будет чувствовать себя социально неполноценным, у него всегда отмечается пониженное настроение, он боится разговаривать с незнакомыми людьми.

Неврозоподобное заикание

Нередко при диагностировании заикания врачи выявляют, что мамочка во время беременности перенесла тяжелый токсикоз, либо была травма новорожденного при родах – это и является причиной развития неврозоподобного заикания. В данном случае речь идет об органическом поражении головного мозга малыша, поэтому изъян корректируется очень плохо и чаще всего человек заикается всю жизнь.

Симптомы неврозоподбного заикания

Первые четкие заикания появляются у детей в возрасте 3-4 лет – это период, когда малыш начинает разговаривать целыми предложениями, сложными фразами.

Первые полгода протекают волнообразно – ребенок то начинает сильно заикаться, то разговаривает вообще без каких-либо проблем. Но постепенно период нормальной речи исчезает, и малыш начинает заикаться даже при произношении самых простых слов.

  1. Со временем ребенок начинает добавлять к своей речи неуместные звуки (э, и), слова он произносит либо во время вдоха, либо в конце полного выдоха.
  2. Если неврозоподбное заикание присутствует у взрослых, то они при разговоре активно жестикулируют руками, у них может постоянно подергиваться голова, наблюдаются монотонные раскачивания туловища.

Общие принципы лечения логоневроза

Так как проблема заикания носит комплексный характер, родители при появлении заикания у ребенка должны посетить сразу несколько специалистов для полного обследования малыша. В обязательном порядке необходимо показать ребенка и получить консультацию у невропатолога и психиатра, психотерапевта и логопеда.

На сегодняшний день существует масса специально разработанных методик, которые помогают избавиться от заикания и нормализовать речь человека. Причем, такие методики должны применяться в соответствии с возрастом больного – есть программы обучения для дошкольников, есть – для подростков и взрослых.

Обратите внимание: несмотря на то, что имеется масса методик в сети интернет и печатных изданиях, проводить занятия с заикающимся ребенком самостоятельно не целесообразно.

Во-первых, нужно будет обследовать малыша, и выяснить истинную причину заикания. Во-вторых, только специалист определит, какую конкретно программу следует применять для каждого ребенка или взрослого.

В третьих, занятия должны проводиться регулярно, с постепенным усложнением заданий, во время которых оцениваются успехи пациента.

Конечно, и родители должны приложить максимум усилий к тому, чтобы исправить речь у ребенка. Врачи дают несколько рекомендаций в этом отношении:

  1. Организация режима дня. Ребенок обязательно должен спать не менее 8 часов ночью, а при необходимости ему понадобится организовать и дневной сон.
  2. Ограничение просмотров мультфильмов и занятий за компьютером. Родители должны максимально ограничить время ребенка, проводимое перед гаджетами и телевизором. Этим снижается перенапряжение центральных отделов речи.
  3. Организация правильного общения. Разговаривать с ребенком нужно абсолютно спокойно, медленно и правильно проговаривая каждое слово. Если ребенку тяжело выговорить какую-то фразу, нужно будет сделать это вместе с ним вслух и несколько раз подряд.
  4. Соблюдать охранный речевой режим. Книги читать малышу нужно только хорошо знакомые. Нельзя просить малыша пересказать сказку или выучить стих – этим можно будет заняться позже, когда проблема логоневроза решится. Для игр нужно выбирать спокойные занятия – работа с конструктором, лепка, рисование, а связана эта рекомендация с тем, что наедине с собой ребенок никогда не заикается – пусть он в ходе занятий проговаривает свои действия.

Что касается лечения взрослых, то здесь процесс будет сложным и длительным. Взрослому человеку нужно четко соблюдать все назначения врача, если понадобится — не разговаривать несколько дней, выполнять все упражнения.

  • Заикание (логоневроз) – проблема, которая может мешать вести полноценную жизнь, поэтому ее нужно начинать решать еще в детском возрасте.
  • Цыганкова Яна Александровна, медицинский обозреватель, терапевт высшей квалификационной категории
  • 11,820  2 
  • (150 голос., 4,61

Источник: https://medickon.ru/zaikanie.html

III. 22. Заикание: этиология, механизм, виды и симптоматика

  • Заикание
    — нарушение темпо-ритмической организации
    речи (темпа, ритма, плавности устной
    речи), обусловленное судорожным состоянием
    мышц речевого аппарата.
  • Этиология:
  • К
    предрасполагающим
    причинам
    относятся
    следующие:
  • невропатическая
    отягощенность родителей (нервные,
    инфекционные и соматические заболевания,
    ослаб­ляющие или дезорганизующие
    функции центральной нервной системы);
  • невропатические
    особенности самого заика­ющегося
    (ночные страхи, энурез, повышенная
    раздражи­тельность, эмоциональная
    напряженность);
  • конституциональная
    предрасположенность (заболевание
    вегетативной нервной системы и повышенная
    ранимость высшей нервной деятельности,
    ее особая подвер­женность психическим
    травмам);
  • наследственная
    отягченность (заикание разви­вается
    на почве врожденной слабости речевого
    аппарата, ко­торая может передаваться
    по наследству в качестве рецессив­ного
    признака). При этом необходимо обязательно
    учитывать роль экзогенных факторов,
    когда предрасположенность к заи­канию
    сочетается с неблагоприятными
    воздействиями окру­жающей среды;
  • поражение
    головного мозга в различные перио­ды
    развития под влиянием многих вредных
    факторов: внут­риутробные и родовые
    травмы, асфиксия; постнатальные —
    инфекционные, травматические и
    обменно-трофические нару­шения при
    различных детских заболеваниях.
  • К
    неблагоприятным
    условиям
    относятся:
  • Физическая ослабленность детей;

возрастные
особенности деятельности моз­га;
большие полушария головного мозга в
основном форми­руются к 5-му году
жизни, к этому же возрасту оформляется
функциональная
асимметрия в деятельности головного
моз­га. Речевая функция, онтогенетически
наиболее дифференци­рованная и
поздносозревающая, особенно хрупка и
ранима. Причем более медленное ее
созревание у мальчиков по срав­нению
с девочками обусловливает более
выраженную неус­тойчивость их нервной
системы;

  1. ускоренное
    развитие речи (3—4 года), когда ее
    коммуникативная, познавательная и
    регулирующая функции быстро развиваются
    под влиянием общения со взрослыми. У
    многих детей в этот период наблюдается
    повторение слогов и слов (итерации),
    имеющее физиологический характер;
  2. скрытая
    психическая ущемленность ребенка,
    повышенная реактивность на почве
    ненормальных отно­шений с окружающими;
    конфликт между требованием сре­ды и
    степенью его осознания;
  3. недостаточность
    положительных эмоцио­нальных контактов
    между взрослыми и ребенком. Воз­никает
    эмоциональная напряженность, которая
    нередко внеш­не разрешается заиканием;
  4. недостаточность
    развития моторики, чув­ства ритма,
    мимико-артикуляторных движе­ний.
  5. При
    наличии тех или иных из перечисленных
    неблагоп­риятных условий достаточно
    какого-либо чрезвычайного по своей силе
    раздражителя, чтобы вызвать нервный
    срыв и заи­кание.
  6. В группе
    производящих
    причин
    выделяются
    анатомо-физиологические, психические
    и социальные.
  7. Анатомо-физиологические
    причины: физические заболе­вания с
    энцефалитическими последствиями; травмы
    — внут­риутробные, природовые, нередко
    с асфиксией, сотрясение моз­га;
    органические нарушения мозга, при
    которых могут повреждаться подкорковые
    механизмы, регулирующие дви­жения;
    истощение или переутомление нервной
    системы в ре­зультате интоксикаций
    и других заболеваний, ослабляющих
    центральные аппараты речи: корь, тиф,
    рахит, глисты, в осо­бенности коклюш,
    болезни внутренней секреции, обмена;
    бо­лезни носа, глотки и гортани;
    совершенство звукопроизносительного
    аппарата в случаях дислалии, дизартрии
    и задержанного развития речи.
Читайте также:  Фатальная семейная бессонница: описание заболевания, его симптомы, прогноз при данном виде инсомнии и вероятность смертельного исхода

Психические
и социальные причины: кратков­ременная
— одномоментная — психическая травма
(испуг, страх); длительно действующая
психическая травма, под ко­торой
понимается неправильное воспитание в
семье; хронические конфликтные
переживания, длительные отрицательные
эмоции в виде стой­ких психических
напряжений или неразрешенных, постоян­но
закрепляемых конфликтных ситуаций;
острая тяжелая психическая травма,
сильные, неожиданно возникающие
по­трясения, вызывающие острую
аффективную реакцию: состо­яние ужаса,
чрезмерной радости; неправильное
формирова­ние речи в детстве: речь на
вдохе, скороговорение, нарушения
звукопроизношения, быстрая нервная
речь родителей; перегруз­ка детей
младшего возраста речевым материалом;
несоответ­ствующее возрасту усложнение
речевого материала и мышле­ния
(абстрактные понятия, сложная конструкция
фразы); полиглоссия: одновременное
овладение в раннем возрасте раз­ными
языками вызывает заикание обычно на
каком-нибудь одном языке; подражание
заикающимся. Таким образом, в этиологии
заикания отмечается совокуп­ность
экзогенных и эндогенных факторов (В. А.
Гиляровский, М. Е. Хватцев, Н. А. Власова,
Н. И. Красногорский, Н. П. Тяпугин, М.
Зееман и др.).

Механизм заикания:

К началу
XX
в. все многообразие понимания механизмов
заикания можно свести к трем теоретическим
направлениям: 1) Заикание как спастический
невроз координации, проис­ходящий от
раздражительной слабости речевых
центров (ап­парата слоговых координации).

Это было четко сформулиро­вано в
трудах Г. Гутцмана, А. Куссмауля, а затем
в работах И. А. Сикорского. Сторонники
этой теории вначале подчеркивали
врожденную раздражительную слабость
аппа­рата, управляющего слоговой
координацией.

В дальнейшем они объясняли
заикание в свете невротизма: заикание
— это судорогоподобные спазмы.

  1. Заикание как ассоциативное нарушение психологичес­кого характера. Это направление выдвинуто Т. Непфнером и Э. Фрешельсом. Сторонниками были А. Либман, Г. Д. Неткачев, Ю. А. Флоренская. Психологический подход к пониманию
    механизмов заикания получил свое дальнейшее развитие.

  2. Заикание как подсознательное проявление, развивающе­еся на почве психических травм, различных конфликтов с ок­ружающей средой. Сторонниками этой теории были А.

    Адлер, Шнейдер, которые считали, что в заикании, с одной стороны,
    проявляется желание индивида избежать всякой возможнос­ти соприкосновения с окружающими, а с другой — возбудить сочувствие окружающих посредством такого демонстратив­ного страдания.

К 30-м
годам и в последующие 50—60-е годы XX
в. ме­ханизм заикания стали рассматривать,
опираясь на учение И. П. Павлова о высшей
нервной деятельности человека и, в
частности, о механизме невроза. При этом
одни исследователи рассматривали
заикание как симптом невроза (Ю. А.
Флорен­ская, Ю. А.

Поворинский и др.),
другие — как особую его форму (В. А.
Гиляровский, М. Е. Хватцев, И. П. Тяпугин,
М. С. Лебединский, С. С. Ляпидевский, А.
И. Поварнин, Н. И. Жинкин, В. С. Кочергина
и др.).

Но в обоих случаях эти сложные и
многообразные механизмы развития
заикания идентичный механизмам развития
неврозов вообще.

Заикание, как и прочие
неврозы, возникает вследствие различных
причин, вызывающих перенапряжение
процессов возбуждения и тор­можения
и образования патологического условного
рефлек­са. Заикание — это не симптом
и не синдром, а заболевание центральной
нервной системы в целом (В. С. Кочергина,
1962).

Стремление
исследователей рассматривать заикание
с по­зиций павловского учения о
неврозах находит своих последо­вателей
за рубежом: в Чехословакии — М. Зееман,
М. Совак, Ф. Досужков, Н. Досталова, А.
Конделькова; в Болгарии — Д. Даскалов,
А. Атанасов, Г. Ангушев; в Польше — А.
Митринович-Моджеевска; в Германии — К.
П. Беккер и др.

У детей
раннего возраста, по мнению некоторых
авторов, механизм заикания целесообразно
объяснить с позиций реактивного невроза
и невроза развития (В. Н. Мясищев, 1960).
Реактивный невроз развития понимается
как острое наруше­ние высшей нервной
деятельности.

При неврозе развития
об­разование патологических стереотипов
происходит постепен­но, в неблагоприятных
условиях среды — перераздражения,
подавления, изнеживания. Заикание
развития возникает в раннем возрасте
на фоне задержанного «физиологического
косноязычия» при переходе к сложным
формам речи, к речи фразами.

Иногда оно
является результатом речевого
недо­развития разного генеза (Р. М.
Боскис, Р. Н. Левина, Е. Пишон и Б. Мезони.

Р. Е.
Левина, рассматривая заикание как
речевое недораз­витие, видит сущность
его в преимущественном нарушении
коммуникативной функции речи. Речевые
затруднения, по мнению Р. Е. Левиной,
зависят от различных условий: с одной
сторо­ны, от типа нервной системы, с
другой — от разговорной сре­ды, от
общего и речевого режимов.

Наряду
с невротическим заиканием стали изучаться
и другие его формы: при алалии и афазии;
постконтузионное
заикание;
у олигофренов; у больных различными
психозами; при тяжелых нарушениях
звукопроизношения и при задер­жке
развития речи; органическое (В. М. Аристов,
А. В. Шо-кина, 1934; А. Аллистер, 1937; Е. Пишон
и Б. Мезони, 1937; Р. М. Боскис, 1940; П. Н.
Аникеев, 1946; Ю. А. Флоренская, 1949; А. Я.
Страумит, 1951; Э. Гард, 1957; Б. Г. Ананьев,
1960, и др.).

Заслуживает
внимания рассмотрение механизмов
заика­ния с позиций психолингвистики.
Данный аспект изучения предполагает
выяснение того, на какой стадии порождения
речевого высказывания возникают судороги
в речи заикаю­щегося.

Выделяют следующие
фазы речевой коммуникации: 1) наличие
потребности в речи, или коммуникативное
наме­рение; 2) рождение замысла
высказывания во внутренней речи; 3)
звуковая реализация высказывания. В
разных структурах речевой деятельности
эти фазы различны по своей полноте и
длительности протекания и не всегда
однозначно вытекают одна из другой.

Но
постоянно происходит сопоставление
за­думанного и осуществленного. И. Ю.
Абелева считает, что заикание возникает
в момент готовности к речи при нали­чии
у говорящего коммуникативного намерения,
програм­мы речи и принципиального
умения говорить нормально.

В трехчленную
модель порождения речи автор предлагает
включить фазу готовности к речи, на
которой у заикающего­ся «ломается»
весь произносительный механизм, все
его си­стемы: генераторная, резонаторная
и энергетическая. Возникают судороги,
явно проявляющиеся затем на четвертой,
завершающей фазе.

Виды
заикания: Невротическое, неврозоподобное,
смешанное.

Невротическое
(логоневроз) — психогенное заболевание
обусловленное психической травмой,
характерны симптомы невроза: пониженное
настроение, чувство неполноценности,
тревожное ожидание неприятного, нарушение
сна, вегетативные расстройства. Характерна
логофобия до
логофобического
мутизма в психотравмирующей ситуации.

Неврозоподобное
заикание имеет непсихогенное происхождение
(в рамках шизофрении, эпилепсии,
олигофрении, органического поражение
головного мозга после травм
менингоэнцефалитов, может передаваться
по наследству). Оно разнообразно и не
зависит от ситуации. Характерны явления
цереброастенического синдрома (плохо
переносят жару, духоту, быстро утомляются
истощаются).

Больные не переживают свой дефект и не
стремятся бороться с ним.

Симптоматика
заикания:

Впервые
наиболее полно симптоматика заикания
была представлена в работе И. А. Сикорского
«Заикание» (1889). В настоящее время условно
выделяются две группы симпто­мов,
находящихся в тесной взаимосвязи:
биологические (физиологические) и
социальные (психологи­ческие).

К
физиологическим симптомам относятся
речевые судороги, нарушения ЦНС и
физического здоровья, общей и речевой
моторики.

К психологическим — речевым
за­пинки и другие нарушения экспрессивной
речи, феномен фиксированности на дефекте,
логофобии, уловки и другие психо­логические
особенности.

Речевая
симптоматика.
Основным
внешним симптомом заикания являются
су­дороги
в процессе речевого акта. Их длительность
в средних случаях колеблется в пределах
от 0,2 секунд до 12,6 секунд. В тяжелых
случаях достигают 90 секунд. Судороги
различа­ются по форме
(тонические, клонические и смешанные),
по локализации

Источник: https://studfile.net/preview/7143539/page:5/

Заикание как вид речевого нарушения

Заикание как вид речевого расстройства.

Что общего у Мэрилин Монро, Уинстона Черчиля, Льюиса Кэррола и Исаака Ньютона? Разумеется, талант и известность, но их объединяет не только это. Все они заикались.

Проблема заикания считается одной из самых древних в истории развития учения о различных расстройствах речи и в современном мире речевых недугов встречается часто.

Заикание – нарушение темпо- ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

В настоящее время можно выделить две группы причин: предрасполагающие («почва»), и производящие («толчки»). При этом некоторые этиологические факторы могут как способствовать развитию заиканию, так и непосредственно вызывать его. К предрасполагающим факторам относят:

  • невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции центральной нервной системы);
  • невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность);
  • конституциональная предрасположенность (заболевание вегетативной нервной системы и повышенная ранимость высшей нервной деятельности, ее особая подверженность психическим травмам);
  • наследственная отягощенность (заикание развивается на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая может передаваться по наследству в качестве рецессивного признака). При этом необходимо обязательно учитывать роль экзогенных факторов, когда предрасположенность к заиканию сочетается с неблагоприятными воздействиями окружающей среды;
  • поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия; постнатальные — инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях.

Указанные причины вызывают различные патологические сдвиги в соматической и психической сферах, приводят к задержке речевого развития, к речевым расстройствам и способствуют развитию заикания.

Читайте также:  Болезнь паркинсона: что это означает простыми словами, код по мкб-10, история и описание дрожательного паралича у мужчин, женщин и детей, формулировка диагноза в неврологии и неврологический статус, причины возникновения у молодых и в пожилом возрасте

К неблагоприятным условиямотносятся:

  • физическая ослабленность детей; возрастные особенности деятельности мозга; большие полушария головного мозга в основном формируются к 5-му году жизни, к этому же возрасту оформляется: функциональная асимметрия в деятельности головного мозга. Речевая функция, онтогенетически наиболее дифференцированная и поздносозревающая, особенно хрупка и ранима. Причем более медленное ее созревание у мальчиков по сравнению с девочками обусловливает более выраженную неустойчивость их нервной системы;
  • ускоренное развитие речи (3—4 года), когда ее коммуникативная, познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием общения со взрослыми. У многих детей в этот период наблюдается повторение слогов и слов (итерации), имеющее физиологический характер;
  • скрытая психическая ущемленность ребенка, повышенная реактивность на почве ненормальных отношений с окружающими; конфликт между требованием среды и степенью его осознания;
  • недостаточность положительных эмоциональных контактов между взрослыми и ребенком. Возникает эмоциональная напряженность, которая нередко внешне разрешается заиканием;
  • недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных движений.
  • При наличии тех или иных из перечисленных неблагоприятных условий достаточно какого-либо чрезвычайного по своей силе раздражителя, чтобы вызвать нервный срыв и заикание.
  • В группе производящих причинвыделяются анатомо-физиологические, психические и социальные.
  • Анатомо-физиологические причины: физические заболевания с энцефалитическими последствиями; травмы — внутриутробные, природовые, нередко с асфиксией, сотрясение мозга; органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения; истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и других заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи: корь, тиф, рахит, глисты, в особенности коклюш, болезни внутренней секреции, обмена; болезни носа, глотки и гортани; совершенство звукопроизносительного аппарата в случаях дислалии, дизартрии и задержанного развития речи.
  • Психические и социальные причины: кратковременная — одномоментная — психическая травма (испуг, страх); длительно действующая психическая травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье: избалованность, императивное воспитание, неровное воспитание, воспитание «примерного» ребенка; хронические конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуаций; острая тяжелая психическая травма, сильные, неожиданно возникающие потрясения, вызывающие острую аффективную реакцию: состояние ужаса, чрезмерной радости; неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы);

Отечественные исследователи подходят к изучению заикания с диалектических позиций. Поэтому, выделяя при всем многообразии клинической картины заикания физиологические и психические моменты, первичными считают расстройства физиологического характера.

На основе физиологических расстройств формируются психологические особенности личности заикающегося, которые усугубляют заикание. Психологические изменения нередко выступают на первый план.

К физиологическим симптомам относятся речевые судороги, нарушения ЦНС и физического здоровья, общей и речевой моторики. К психологическим — речевым запинки и другие нарушения экспрессивной речи, феномен фиксированности на дефекте, логофобии, уловки и другие психологические особенности.

Основным внешним симптомом заикания являются судороги в процессе речевого акта. Их длительность в средних случаях колеблется в пределах от 0,2 секунд до 12,6 секунд. В тяжелых случаях достигают 90 секунд.

Судороги различаются по форме

Источник: https://infourok.ru/teoreticheskaya-baza-zaikaniya-prichini-vidi-sudorog-1050236.html

Заикание — Logopedia.ru

Заикание у детей – непреднамеренные остановки, запинки в устной речи, возникающие вследствие судорожного состояния речевой мускулатуры. По научным данным, заиканием страдают около 2% детей и 1,5% взрослых. У мальчиков заикание встречается в 3-4 раза чаще, чем у девочек.

Кроме речевых судорог, заикание у детей сопровождается нарушением высшей нервной деятельности, которое в одних случаях может быть связано с невротической реакцией, в других – с органическим поражением ЦНС.

Поэтому было бы неправильно рассматривать заикание у ребенка как чисто речевую проблему; изучение и коррекция заикания у детей невозможны без интеграции знаний из области логопедии, неврологии, психологии.

Классификация заикания у детей

В зависимости от патогенетических механизмов, лежащих в основе судорожных запинок, выделяют 2 формы заикания у детей: невротическую (логоневроз) и неврозоподобную. Невротическое заикание у детей является функциональным расстройством; неврозоподобное связано с органическим поражением нервной системы.

По выраженности речевых судорог различают легкую, среднюю и тяжелую степень заикания у детей. Легкая степень заикания у детей характеризуется судорожными запинками только в спонтанной речи; симптомы едва заметны и не препятствуют речевому общению. При средней степени тяжести запинки возникают в монологической и диалогической речи.

При тяжелом заикании у детей речевые судороги часты и длительные; запинки случаются во всех видах речи, включая сопряженную и отраженную; появляются сопутствующие движения и эмболофразия. В самых крайних случаях из-за заикания речь и коммуникация становятся практически невозможными.

Степень тяжести заикания может быть непостоянной у одного и того же ребенка в различных ситуациях.

В зависимости от характера течения выделяют следующие варианты заикания у детей:

  • волнообразный (заикание усиливается и ослабевает в различных ситуациях, но не исчезает);
  • постоянный (заикание имеет относительно стабильное течение)
  • рецидивирующий (заикание возникает вновь после периода речевого благополучия).

Все факторы, способствующие возникновению заикания у детей, традиционно делятся на предрасполагающие и производящие. К предрасполагающим (фоновым) причинам следует отнести наследственную предрасположенность, невропатическую конституцию заикающегося ребенка, внутриутробное поражение ЦНС.

Наследственная предрасположенность к заиканию у детей чаще всего определяется врожденной слабостью речевого аппарата. У детей, страдающих заиканием, часто выявляется энурез, ночные страхи, повышенная тревожность и ранимость.

Перинатальные повреждения головного мозга у детей могут быть связаны с токсикозами беременности, гемолитической болезнью плода, внутриутробной гипоксией и асфиксией в родах, родовыми травмами и т. д.

Развитию заикания более подвержены дети физически ослабленные, с недостаточно развитым чувством ритма, общими моторными навыками, мимикой и артикуляцией.

Увеличение частоты случаев заикания, наблюдаемое в последние годы, напрямую связывается с бурным внедрением в повседневную жизнь видеоигр, различных компьютерных технологий, обрушивающих огромный поток аудиовизуальной информации на неокрепшую нервную систему детей.

Следует помнить, что процессы созревания коры больших полушарий, оформление функциональной асимметрии деятельности головного мозга в основном завершаются к 5 годам жизни, поэтому воздействие любого чрезмерного по силе или длительности раздражителя может привести к нервному срыву и заиканию у детей.

Такими чрезвычайными раздражителями (или производящими причинами) заикания у детей могут выступать тяжелые инфекции (менингит, энцефалит, корь, коклюш, тиф и др.), ЧМТ, гипотрофия, рахит, интоксикации и пр.

К непосредственным причинам заикания у детей также относят одномоментные психические потрясения или длительную травматизацию психики. В первом случае это может быть кратковременный страх, испуг, чрезмерная радость; во втором – затяжные конфликты, авторитарный стиль воспитания и т. п.

К возникновению заикания у детей может привести подражание заикающимся, раннее обучение иностранным языкам, перегрузка сложным речевым материалом, переучивание леворукости.

В литературе указывается на связь заикания у детей с левшеством, другими речевыми нарушениями (дислалией, тахилалией, дизартрией, ринолалией). Вторичное заикание у детей может возникать на фоне моторной алалииили афазии.

Сравнительная характеристика невротического и неврозоподобного заикания у детей

В основе невротического заикания у детей лежат сильные психотравмирующие переживания, поэтому нарушение речи возникает остро, практически одномоментно. В этом случае родители, как правило, точно указывают время появления заикания у ребенка и его причину. Невротическое заикание обычно возникает в 2-6 лет, т. е. на момент развития нарушения у детей присутствует развернутая фразовая речь.

Источник: https://www.sites.google.com/site/logopediaru/recevye-narusenia/zaikanie

Ваш логопед — Заикание. Как поставить развернутое заключение

В данной статье рассмотрены диференциальные признаки различных форм заикания. Постановка правильного развернутого логопедического заключения должна проводиться в соответствии со схемой:

  • форма заикания;
  • локализация судорог;
  • тип судорог;
  • тип течения;
  • степень тяжести;
  • степень фиксации на нарушении;
  • наличие логофобии;
  • наличие эмболофразии;
  • наличие вегетативных реакций.

  Заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Начало этого расстройства речи падает обычно на период интенсивного формирования речевой функции, т.е. 2-6-летний возраст детей. В связи с этим некоторыми авторами оно называется эволюционным заиканием (Ю.А.

Флоренская, 1949 и др.) или заиканием развития (К.П. Беккер, М. Совак, 1983 и др.).

Заикание, начавшееся у детей в дошкольном возрасте, рассматривается в литературе как самостоятельная речевая патология, в отличие от так называемого симптоматического заикания или «вторичного», которое наблюдается при различных заболеваниях головного мозга органического генеза или ряда нервно-психических расстройств.

Формы заикания

Невротическое заикание или логоневроз — заикание, обусловленное воздействием психотравмирующих факторов (испуг, изменение привычной обстановки, разлука с родителями, неправильное воспитание, конфликтные отношения в семье и др.).

При невротическом заикании появляются сопутствующие движения, которые могут быть как непроизвольными, так и намеренными, когда ребёнок старается переключить внимание с речи на действие (постукивания, щёлканье языком, отбивания ритма ногой или рукой, подёргивания шеей и др.).

Характерно непостоянство проявлений логоневроза, а также сочетание с другими невротическими расстройствами (страхи, ночное недержание мочи, нарушения сна, общая раздражительность).

Неврозоподобное заикание — заикание, обусловленное органическим поражением центральной нервной системы. Характерна выраженная судорожность речи, нередко в сочетании с тикообразными насильственными сокращениями мышц лица и рук. Неврозоподобное заикание отличается стабильностью проявлений; при общении с окружающими у ребенка обычно отсутствует страх речи.

Неврозоподобное заикание с невротическими наслоениями — заикание, сочетающее признаки логоневроза и неврозоподобного состояния.

Тип судорог

Судороги различаются по типу (тонические, клонические и смешанные).

При тонических судорогах наблюдается короткое толчкообразное или длительное спазматическое сокращение мышц — тонус: «т-ополь» (черта после буквы обозначает судорожно-затянутое произношение соответствуюшего звука).

При клонических судорогах наблюдается ритмическое, с менее резко выраженным напряжением повторение одних и тех же судорожных движений — мышц — клонус: «то-то-тополь».Т.о. поражается весь дыхательно-голосо-артикуляционный аппарат.

Локализация судорог

Источник: http://kokarevala.narod.ru/index/0-50

Ссылка на основную публикацию